Если коротко: это не собаки, это волки.
Подробности. По поводу наших волков довольно часто можно услышать, что они совсем не отличаются от собак и если доведется встретить такого в лесу, есть вероятность, что волка в нём распознают только тогда, когда он начнёт проявлять настойчивый гастрономический интерес. Иногда на роль собачек назначают и живущих неподалеку серебристо-чёрных лис. Но сегодня речь пойдет не о том, почему люди путают животных, об этом мы уже говорили в статье «А это Шлёпа?» Речь пойдет о различиях домашних животных и их диких сородичей.
Для начала разберемся, чем отличаются прирученные, домашние и одомашненные животные. Домашними называют животных, которые живут рядом с человеком в созданном им ландшафте: квартире, дворе, аквариуме и пр. При этом далеко не все такие животные являются одомашненными или даже прирученными. Например, можно завести дома паука-птицееда, и он будет считаться вашим домашним питомцем. При некоторой осторожности он даже будет мирно ползать у вас по рукам, хотя лучше этого всё-таки не делать, волоски на теле паука – сильный аллерген с накопительным эффектом. Но одомашненным или даже приручённым паука нельзя будет назвать при всём желании. Одно ваше неосторожное движение, и либо вы получите ядовитый кусь, либо паук – инфаркт (да, пауки те ещё трепетные лани, стресс переносят очень плохо).
Некоторые словари ставят знак равенства между «домашний» и «прирученный», но мы будем пользоваться первым вариантом и разделять эти понятия. Прирученными называют тех животных, которые терпимо относятся к присутствию человека. Чаще всего такой эффект возникает, если детеныша с детства растили люди или он просто рос в их окружении. Именно приручение становится отправной точкой одомашнивания, но проходят этот путь далеко не все. Люди на протяжении истории кого только не приручали: и журавлей, и страусов, и даже крокодилов с гепардами, но одомашненными эти животные так и не стали, а некоторые из них сейчас и вовсе запрещены к домашнему содержанию.
Для того, чтобы процесс одомашнивания, т.е. многолетнего искусственного отбора вида с целью получить животных, не агрессивных к человеку, способных комфортно себя чувствовать в искусственных ландшафтах и сохраняющих эти признаки из поколения в поколение, прошел успешно, необходимо, чтобы сложилось много факторов. В идеале это должно быть социальное животное, чтобы человеку нашлось место в картине мира будущего питомца: в качестве вожака, родителя, товарища по группе. Также от животного должна быть какая-то польза, иначе едва ли люди стали бы тратить время и ресурсы на разведение и приручение. Завести пару медведей в царском зверинце для статуса – это одно, а год за годом, рискуя своей жизнью, кормить и изучать довольно крупную группу косолапых, выбраковывать агрессивных, искать способы обеспечить возможность размножения в искусственных условиях… чтобы что? Да и вообще, зачем возиться с одомашниванием, если животное легко можно добыть? Индейцы не пытались приручать бизонов, те прекрасно размножались сами, и охотиться на них было гораздо проще, чем пытаться одомашнить этих крупных неуживчивых копытных.
Как только люди поняли, что из прирученных волков можно сделать неплохого защитника и компаньона, начался процесс искусственного отбора, сначала не осознанный, а потом и целенаправленный. Поначалу люди оставляли себе самых дружелюбных, послушных и здоровых. А потом начали выводить разные виды под конкретные задачи: коротконогих такс для норной и стройных гончих для загонной охоты, массивных и «утепленных» сенбернаров для поисковых работ в снегах и криволапых, плоскомордых мопсов для… Ну вывели и вывели, что теперь. Зато они забавные!
С искусственным отбором связано несколько интересных обстоятельств. Во-первых, выяснилось, что симпатию к человеку и добродушный характер можно закрепить генетически. В этом плане очень показателен эксперимент с лисами, который уже более 60 лет ведется в новосибирском Академгородке. Там удалось вывести две экспериментальные линии лис: нетипично агрессивных к человеку и нетипично дружелюбных. Даже если «дружелюбную» лису не просто воспитывала, а буквально вынашивала агрессивная лиса (это достигалась пересадкой оплодотворенной яйцеклетки), детеныш всё равно рождался добродушной плюхой и сплошным разочарованием для своих боевых родителей. Точные механизмы наследования этих качеств еще изучаются, но скорее всего это связано с продуцированием гормона окситоцина, который играет важную роль в процессах материнства, формировании привязанностей и пр.
Второе открытие, связанное с новосибирским экспериментом, – повышение плодовитости и изменчивости животного. Собственно, повышение плодовитости и было изначальной целью, ведь домашние котики-собачки приносят гораздо больше детенышей, чем их дикие или просто прирученные собратья, а пушное производство за плодовитых лис сказало бы огромное спасибо. Но вот проявившаяся изменчивость несколько попортила радость от триумфа: да, лисят рождалось много, но окраска у них «поплыла»: появились черные, пятнистые особи. Чтобы закрепить признаки, пришлось вводить дополнительный отбор по экстерьеру (это не бывший терьер, это внешнее строение и внешний вид животного). Так появились серебристо-чёрные лисы – порода, выведенная специально для пушных ферм.
Третье открытие связано с тем, как именно менялся внешний вид и поведение животных. Присмотритесь к нашим серебристо-черным лисам. Их не случайно путают с собаками: строение их морды совершенно собачье. Или, если быть точнее, взрослая лиса больше похожа на лисёнка по пропорциям головы и тела. Неотения, или ювенилизация, – задержка развития некоторых признаков, ведущая к сохранению детских черт у взрослых животных, проявляется практически у всех одомашненных животных. Даже самая «волкоподобная» собака – овчарка, больше похожа на волчонка подростка, чем на взрослого волка. Неотения проявляется не только во внешнем виде, но и в поведении: животные более беззаботные, любопытные, игривые и во многом зависят от хозяина так же, как детёныш зависит от родителя. Кстати, у людей ювенилизация тоже проявляется: мы гораздо больше похожи на детенышей обезьян, чем на взрослых особей. Основной фактор, провоцирующий ювенилизацию – это благополучие среды. В этом плане очень показательны аксолотли: если условия благоприятные, аксолотль может всю свою длинную жизнь прожить милым розовым детёнышем. А если среда обитания «портится», малыш оперативно взрослеет, превращаясь в суровую, как Челябинск в пасмурный день, амбистому.
Если понаблюдать за нашими волками, то можно заметить, что хотя внешне это классические волки, по поведению они тоже больше похожи на дурашливых псов. Даже свирепо раздирая свежедобытую из обогатительной коробки дубленку, они не перестают вилять хвостами. Так что не удивительно, что посетители иногда принимают их за собак. Нари в этом плане исключение: достаточно одного взгляда в эти серьезные глаза, чтобы понять: перед тобой взрослая, состоявшаяся волчица.
Тема естественного и искусственного отбора довольна обширна, так что если вам интересно узнать, как и почему появлялись разные породы, почему дворняжки такие разные, а одичавшие и породистые собаки такие одинаковые, почему в городах практически не встречаются чисто белые голуби и для кого мяукают кошки, то дайте знать, мы продолжим эту тему.