-
Часы работы зоопарка:
  • летнее время 10:00–20:00 (касса работает до 19:00)
  • зимнее время 10:00–18:00 (касса работает до 17:00)
  • Каждый последний понедельник месяца - закрыто на санитарный день.
Версия для слабовидящих
телефон зоопарка
8 (351) 263-18-64
г.Челябинск, ул. Труда, 191
интерактивная
карта зоопарка
схема
проезда
Главная А у животных есть чувство юмора?
 

Новости

 

А у животных есть чувство юмора?

172
 
01.04.2025
 

Если коротко: как и у людей, не у всех, но есть!

Подробности: отвечая на вопрос, умеют ли животные шутить, мы упираемся в уже знакомую нам проблему. Мы не вполне понимаем, что же такое чувство юмора само по себе. В психологии чувство юмора определяется как поведенческий паттерн, свойство характера, эстетическая реакция и копинг-стратегия (т.е. способ справиться со стрессом). Добавляет сложностей и наш человечий снобизм. Ну очень уж нам хочется найти что-то такое, что отличало бы нас от животных не просто количественно, а вот прям качественно. Неуютно нам, видите ли, осознавать, что всё это богатство внутреннего мира есть и у других животных, просто поменьше, попроще и немного по-другому.

Еще со времен Аристотеля умение смеяться считалось чисто человеческой чертой. Первым, кто усомнился в таком подходе, был Чарльз Дарвин. В своем труде «О выражении эмоций у человека и животных» (1872) он размышляет о том, что эмоциональная жизнь животных не настолько отличается от человеческой, как нам было бы приятно считать. Базовые эмоции: гнев, страх, радость и пр. представлены у них не менее ярко и зачастую считываются нами без особых усилий. Обладатели домашних животных, особенно собак, не дадут соврать: как правило, ты точно знаешь, в каком настроении животное, когда оно капризничает из баловства, а когда из-за недомогания или плохого настроения. Если понаблюдать за нашей росомахой Бирой, то уже просто по тому, как она бегает по вольеру, становится понятно, в каком настроении барышня проснулась. Чуть больше легкости, изящные прыжки, пируэты и вальсирующие движения говорят о том, что Бира довольна собой и миром. В таком настроении она даже может благосклонно поиграть в догонялки с сотрудниками, а то и сама пригласить к игре. В этом плане радость у животных и людей во многом похожа: легкость и раскованность движений, игривость, добродушный настрой, открытость к социальным контактам.

С мимическими выражениями радости уже сложнее. У птиц, например, вообще с мимикой беда: сидит себе сип с одним выражением лица на все случаи жизни, и поди пойми, что там у него в головешке копошится: радость, скука, желание слопать чего-нибудь или планы по захвату мира. Впрочем, и у птиц, при наличии некоторого опыта, можно научиться определять настроение по их поведению и характеру движений. По крайней мере, наш административный попугай Жора довольно явно демонстрирует как свое негодование, так и восторг.

А вот то, что мы можем принять за улыбку, далеко не всегда ею является. Вообще с улыбкой такое интересное дело: не замечали, как она, порой, похожа на оскал? Это не случайно, именно из реакции агрессии улыбка и появилась. По сути, это такой «оскал понарошку». Губы говорят: «Не подходи ко мне», а чуть прищуренные глаза сигналят: «Не бойся, я шучу, всё хорошо». У приматов такой ненастоящий оскал является способом погасить конфликт. У людей тоже, но мы, с присущим нам энтузиазмом, напридумали для улыбки еще кучу разных других применений. Улыбкой можно сигнализировать о добрых намерениях, флиртовать, оскорбить, похвастаться прекрасной работой своего стоматолога. Мы вообще ребята изобретательные, вопрос «а как эту штуку еще можно использовать» — неисчерпаемый источник нашей с вами креативности (и комических ситуаций). А у кошачьих то, что принимают за улыбку, чаще всего реакция Флемена, когда кошки открывают рот, чтобы лучше почувствовать запах. Так что в случае с животными есть смысл ориентироваться не на улыбку, а на позу и глаза.

Смеяться, как выяснилось, животные тоже могут! Эксперименты на крысах показали, что они боятся щекотки и издают звуки, напоминающие смех, но на ультразвуковой частоте. Приматы смеются, как человеческие младенцы: на выдохе и на вдохе. Нечто похожее на смех можно наблюдать у попугаев, врановых и лошадей. Обратите внимание на словосочетание «бояться щекотки». Исследователи считают, что, подобно тому как улыбка — это агрессия понарошку, так и смех — это страх понарошку. Здесь трогают уязвимые места: вроде бы страшно, а вроде и безопасно. Это самый базовый механизм смеха: страшно — опасность понарошку.

На более высоких уровнях это чувство противоречия «страшно/нестрашно» трансформируется в более сложную форму бисоциации — восприятия противоречия, объединения идей из разных контекстов и обмана ожидания. Именно на этом уровне мы можем говорить о юморе как о восприятии комического и создании комических ситуаций. Изучать способность животных шутить довольно сложно, потому что их мотивы для нас скрыты. Но если сопоставлять ситуацию, которая подпадает под определение комического, с последующей реакцией животного, то признаки умения шутить можно наблюдать у многих животных с высоким, по нашим представлениям, интеллектом.

Шутки строятся, в основном, на тех же принципах: обман ожидания, опасность понарошку и любимая Жорой форма юмора «Сделал гадость — на сердце радость». Например, вороны и сороки любят ущипнуть за хвост кого-то большого и страшного, а потом весело каркать, когда жертва возмущенно на них «ругается». Приматы не прочь запустить в сотрудника или посетителя чем-нибудь, что под руку подвернется (а учитывая, что руки у них длинные и идеально достают до пятой точки, удобный снаряд, как правило, отнюдь не букет цветов). Если гнусная выходка по порче чужого имущества удается, обезьяна громко смеется и радуется. В дикой природе они, конечно, ведут себя тише, там есть риск, что твоими шутеечками заинтересуются внутренние органы, например, желудок мимо проходящего леопарда. А в зоопарке можно себя не сдерживать — разгневанный посетитель максимум жалобу накатает, а это не проблема питомцев.

Выдру Ваню хлебом не корми, дай отжать у сотрудника что-нибудь ценное: телефон или, на худой конец, перчатку. И ведь не просто отбирает, а еще и дразнится потом, паршивец! Тем же промышляет наш журавль Ручеек. Есть и более сложный пример, описанный учеными: горилла Коко, обученная языку глухонемых, как-то на вопрос «Кто ты?» ответила: «Я маленькая птичка, я умею летать». Можно сказать, что это первый пример лингвистической шутки.

Как видите, юмор у животных в большинстве своем не замысловатый, но он определенно есть. И уж если нам так хочется какой-то эксклюзивной человечности, то стоит налегать на изящество и мастерство. Пранк и обезьяны могут организовать, знаете ли. Впрочем, смех, как известно, продлевает жизнь (если поблизости нет леопарда, конечно). Так что смейтесь, дамы и господа!