Сегодня первый учебный день для школьников и студентов. Чтобы наши подписчики не чувствовали себя одинокими в своей радости от начала этого периода, давайте поговорим о том, зачем вообще нужно учиться и как с этим обстоят дела у братьев наших меньших.
На первый вопрос исчерпывающе отвечает одно из определений обучения: обуче́ние –деятельность по изменению и адаптации поведения субъекта обучения с целями выживания, развития, совершенствования. Иными словами, эта опция помогает животным выживать, а если повезет, то и организовывать свою жизнь с каким-никаким комфортом. Казалось бы, зачем сваливать эту задачу на такой ненадежный процесс, почему бы не заложить все на уровне врожденных инстинктов и рефлексов, чтобы новорожденное дитятко сразу знало, как жить эту жизнь? Ну, если твоя жизнь длится несколько суток и включает ограниченный набор задач в постоянных условиях, как у некоторых насекомых – то это выход. В противном случае любое изменение ситуации поставит тебя в тупик. Поэтому необходимость учиться – это то, чем высокоразвитые живые организмы платят за возможность адаптироваться к широкому диапазону новых условий.
Важной составляющей обучения является процесс интериоризации. Если очень упрощать, то это такой процесс «записи» внешних действий, явлений, информации в собственный мозг. Кошки наблюдают за охотящейся мамой, обезьянки видят, как их старшие товарищи ухаживают за своими детенышами. Без этих примеров нужные навыки не формируются, даже если для них есть врожденные «заготовки». Выращенные человеком хищники зачастую не в состоянии прокормить себя охотой, при том, что в игре демонстрируют все необходимые приемы. Из выращенных вне группы сородичей обезьян и сурикат получаются ужасные родители: они просто не понимают, что надо делать со свалившимся на их головы счастьем материнства.
Кстати, о сурикатах: у них есть целая педагогическая технология обучения детенышей, с усложнением заданий и сохранением оптимального уровня сложности на каждом этапе. Используется она для обучения детенышей охоте: начиная от простых и безопасных объектов, кончая змеями и скорпионами. Тут реализуется базовые педагогические принципы, обеспечивающие эффективное обучение: обучение через практику, контролируемые и безопасные условия с правом на ошибку, сложность достаточная для того, чтобы происходило приращение навыка и не терялся интерес, но при этом маленькие сурикатики могли справиться с задачей.
Когда речь заходит об обучении животных человеком, то тут на первый план чаще всего выходит не столько формирование каких-либо навыков, а их закрепление и формирование желаемого поведения, т.е. то, что применительно к человеку чаще называют воспитанием. Для этого (как и в случае с людьми, собственно) используют положительное и отрицательное подкрепление. Отрицательное подкрепление – это наказание, когда в ответ на нежелательное действие ты делаешь животному неприятно или забираешь что-то хорошее. Классический пример: натыкать кота мордой в учиненное безобразие. Правда кот, скорее всего, выводов не сделает, и лишь уверится в том, что человечек вы так себе. С гнильцой. Положительное подкрепление – это сделать что-то приятное или убрать что-то плохое.
В дрессировке используются оба вида подкрепления, но с ограничениями: ни отрицательное, ни положительное подкрепление не должно наносить животному физический вред. Поэтому если для положительного подкрепления используется, например, еда, то это лакомства, дополнительные к рациону или составляющие его незначительную часть. Животное нельзя ставить в ситуацию, когда невыполнение команды грозит голодом или физическими увечьями.
В зоопарке дрессировкой животных не занимаются, но активно применяют тренинги. В тренингах используется только положительное подкрепление и участие животного сугубо добровольное. Помимо прочего это оправдывается целями: как показывают исследования, отрицательное подкрепление лучше работает тогда, когда нужно пресечь какие-то действия, а вот если нужно, чтобы животное что-то сделало – лучше подойдет положительное подкрепление. В качестве такового используются лакомства, эмоциональное поощрение (да, животные тоже любят, когда их хвалят) да и просто внимание со стороны сотрудников. А вот бить животных и ругаться на них мало того, что близко к бесполезному, так еще и не безопасно во всех смыслах. Агрессия порождает страх или ответную агрессию, а это так себе основа для длительного сотрудничества. На самый крайний случай есть два проверенных карающих инструмента: веник и шланг. Первый эффективен как щит против особо агрессивных птиц, второй применяется, если надо пресечь опасное поведение более крупных животных. И нет, шлангом не бьют, из него поливают водой. Применять эти методы приходится не часто, за исключением отдельных особо талантливых особей, вроде фазана Серёженьки, к которому зайти без веника – как на свидание прийти без букета, даже как-то неприлично.
Учатся животные на удивление быстро, хотя тоже могут и капризничать, и «прогуливать уроки». Но терпение и уважение со стороны наших «педагогов» рано или поздно все равно дает свои плоды.
Желаем, чтобы и у вас процесс обучения проходил ко взаимному удовольствию и с каждым днем повышал вашу адаптивность, выживаемость и общее великолепие вашей личности!