-
Часы работы зоопарка:
  • летнее время 10:00–20:00 (касса работает до 19:00)
  • зимнее время 10:00–18:00 (касса работает до 17:00)
  • Каждый последний понедельник месяца - закрыто на санитарный день.
Версия для слабовидящих
телефон зоопарка
8 (351) 263-18-64
г.Челябинск, ул. Труда, 191
интерактивная
карта зоопарка
схема
проезда
Главная А ПОЧЕМУ ОБЕЗЬЯНА СТУЧИТ СПИНОЙ О СТЕНУ?
 

Новости

 

А ПОЧЕМУ ОБЕЗЬЯНА СТУЧИТ СПИНОЙ О СТЕНУ?

429
 
14.07.2024
 

А ПОЧЕМУ ОБЕЗЬЯНА СТУЧИТ СПИНОЙ О СТЕНУ, А МЕДВЕДИЦА ХОДИТ ЗАДОМ НА ПЕРЕД? ОТВЕЧАЕТ ЭКСКУРСОВОД.

Если коротко: их это успокаивает!

Подробности: многие из вас наверняка слышали такое слово, как «стереотипия». Стереотипия определяется как повторяющиеся, неизменные и лишенные очевидной функции поведенческие паттерны. Иными словами, когда животное (или человек) выполняет какие-либо действия, слабо связанные с окружающей обстановкой и не несущие явной смысловой нагрузки. Чаще всего стереотипию у животных связывают с ненадлежащими условиями содержания, однако, как водится, не все так просто.

Во-первых, стереотипию важно отличать от стереотипного поведения. Да, это разные понятия! Стереотипы в поведении, т.е. повторяющиеся поведенческие сценарии, могут формироваться в следствии обучения, иметь врожденный характер или быть следствием физиологических особенностей. Вспомним то, что мы обсуждали в статье «почему росомаха все время бегает»: многие повторяющиеся движения — это часть нормальной поведенческой программы. В конце концов, каждый раз надевая кроссовки или закрывая дверь, мы проделываем одни и те же движения, но нам не приходит в голову считать это патологией. Чем примитивнее действие, чем чаще оно повторяется, тем выше вероятность, что оно автоматизируется, потому что зачем тратить ресурсы мозга на контроль за такими мелочами, если можно настроить оптимальный алгоритм и во время чистки зубов думать не о том, как извернуть руку, а о тайнах мироздания и планах на жизнь.

Главным отличием стереотипного поведения от стереотипии обычно называют отсутствие очевидной функции или видимой цели. Тут тоже следует быть осторожным, потому что не всякое поведение, которое кажется бесцельным, таковым является. Кошка, которая пытается «закопать» учиненное безобразие в линолеум, вроде как занимается бесцельным (или, как минимум, бесперспективным) делом, но для самой кошки это вполне целенаправленное действие. Кто ж виноват, что тут такие неподходящие для копания полы! Странное покачивание головой у совят на деле является способом «навести резкость», а уж брачные ритуалы, особенно у птиц, и вовсе изобилуют довольно оригинальными и, на первый взгляд, бессмысленными действиями. Поэтому увидев расхаживающего по периметру вольера льва не спешите ставить ему диагнозы! В конце концов, мы же не интернет-гуру, читающие судьбу по фотографии и выставляющие диагнозы на основе видео в полторы минуты.

Специалисты, определяя стереотипию, исходят из знаний о естественном поведении животных и опыте наблюдения за конкретной особью. Обычно помимо предполагаемой бессмысленности действия насторожить должна низкая вариативность (бегает только по одному маршруту, при возникновении препятствия не оббегает его, а пытается устранить, чтобы вернуться к привычной схеме), зацикленность на действии и отсутствие явных триггеров, запускающих поведение. Животное в такой момент довольно сложно отвлечь, переключить на что-то другое. Также критичное значение имеет частота проявления. Mason (1991), анализируя сходство между встряхиванием головой банкивскими курами (дикий вид) и аналогичными движениями кур, содержащихся на птицефабриках, предложила считать, что поведение может быть нормальным и функциональным, если демонстрируется «время от времени», однако должно считаться стереотипным, если демонстрируется «часто». Как видите, критерий довольно расплывчатый, но если долго наблюдать за животным, то разницу обычно замечаешь.

Почему все-таки важно отличать стереотипию от других видов стереотипного поведения? Дело не в том, что сама по себе стереотипия каким-то образом вредит животному, если конечно мы не говорим о самоповреждениях или самоощипе. Дело в причинах появления стереотипии. Среди ваших знакомых возможно есть люди, которые в задумчивости грызут карандаши и ручки, раскачиваются на стуле, грызут ногти или теребят кольца, браслеты или часы. Возможно вы замечали такое поведение за собой. Если вспомнить, когда это проявляется, то ответ будет простым: во время стресса. И если стресс становится хроническим и при этом является неконтролируемым, то такое поведение может закрепиться и приобрести навязчивый характер. Проще говоря сформируется привычка, а все мы знаем, как тяжело от привычек избавляться. Выраженная стереотипия в поведении животного всегда следствие неблагополучия. Правда не всегда речь идет о том, что животному плохо здесь и сейчас, но об этом скажем чуть позже. В числе наиболее частых причин стереотипии называют некомфортное пространство: бедность визуальных стимулов, несоответствующая потребностям площадь или организация пространства. Помимо площади вольера и особенностей организации контакта с посетителями, важно наличие в вольере укрытий, соответствующих привычкам и потребностям питомцев. Это напрямую пересекается со второй возможной причиной стереотипии: невозможность реализации естественного поведения. Иными словами, у животных, предпочитающих лазать, должна быть возможность лазать, у тех, кто любит рыть – должна быть возможность рыть и пр. Тигру важнее большая площадь, леопарду – возможность забраться повыше. Впрочем, эта группа причин является одной из самых простых и для диагностики, и для устранения, так как в этом случае стереотипные движения сами подскажут, какая потребность не удовлетворена. А вот со следующими причинами сложнее. Третья группа – социальное неблагополучие. У более примитивных животных и животных-одиночек оно чаще всего связано с перенаселением, у более развитых социальных животных причиной может быть как перенаселение, так и одиночество и даже неудовлетворённость социальных потребностей, когда группа вроде есть, а вот не хватает чего-то! Может любви, может ласки, может власти. Иногда, как в случае с нашим гиббоном Ангелиной, предположить социальную природу фрустрации* довольно легко: имеется вид, который в природе живет семейными группами. Представитель вида длительно живет в одиночестве в следствии отвержения самцом. Логично предположить, что дело именно в этом. Но порой социальное неблагополучие может наблюдаться и в группе и даже у высоко статусной особи. Например, в исследовании 2010 года, проводившемся в Ленинградском зоопарке, была описан случай стереотипии у доминантной самки, статус которой оспаривала более молодая особь.

Четвертая группа причин – травматический опыт в детстве. Зоологи отмечают, что у детенышей, рано оставшихся без родителей, часто во взрослом состоянии сохраняются элементы детского поведение: сосание или закусывание лап, самообъятия, саморассчесывание. Такое поведение можно наблюдать у выдры Вани, которого нам принесли совсем малышом: он порой закусывает лапку и кружится в воде. Замечали похожее и за медведем Малышом, о детстве которого мы ничего не знаем, но его привычка сосать лапу позволяет также предположить раннее сиротство. У медведицы Айриши ее «танцы», упомянутые в заголовке, тоже, скорее всего, связаны с тем, что ее рано забрали у матери. К счастью, этот вид поведения, при условии, что в дальнейшем для животного были созданы подходящие условия, редко занимает много времени и мешает жить. И Малыш, и Ваня, и Айриша – умные, активные и изобретательные животные и доля стереотипного поведения в их репертуаре незначительна.

Не всегда травмирующий опыт в детстве приводит к стереотипии. Вспомним хотя бы нашу троицу гиббонов: Роки, Тину и Луню. По истории их появления в зоопарке можно было бы снять психологический триллер с элементами хоррора, а между тем этот факт их биографии сказался на их поведении минимально. Можно предположить, что в формировании стереотипии важную роль играют врожденные характеристики, возможно генетика, но этот аспект и у людей-то изучен слабо, что уж говорить о животных.

Пятая причина – органические нарушения и психические заболевания. У животных такие случаи не описаны в силу слабой изученности проблемы, но зато хорошо описаны у человека. Черепно-мозговые травмы, расстройства аутистического спектра и др. зачастую сопровождаются стереотипией.

Дополнительную сложность в выявлении причин, помимо их многообразия, создает то, что стереотипия весьма устойчива. Не существует данных о том, что возможно полностью купировать подобное поведение. Как в примере с детенышами-сиротами: если стереотипия развилась, то даже при самых комфортных условиях во взрослом состоянии она будет проявляться, хоть и не так часто, как в некомфортных.

Что же делать в этой ситуации? Ну, во-первых, не паниковать. Сама по себе стереотипия – не заболевание. Это даже симптомом можно назвать с натяжкой. Скорее привычкой, сформировавшейся в следствии определенных обстоятельств. Более того, формируется она именно как защитная реакция, снижая уровень стресса и уменьшая тяжесть последствий, что подтверждено исследованиями. Для людей это тоже работает: монотонные звуки, движения создают конкурирующий очаг возбуждения в нашем мозге, который помогает ослабить стрессовую реакцию. В том числе поэтому мы бесконечно листаем ленты в соц. сетях, ни на чем особо не задерживаясь, любим качели и кресла-качалки, играем в казуальные игры. Так что если речь не идет о каких-то калечащих действиях, вроде самоощипа у попугаев, то можно не тратить время на изменение самого поведения, а сосредоточиться на причинах, тем более, что не всегда отсутствие стереотипного поведения – хороший знак. У старых, глубоко больных животных или животных в сильном стрессе никакой стереотипии нет и в помине, потому что на формирование адаптивного поведения, даже такого, нужны силы.

Во-вторых, надо исследовать. Чем больше мы будем знать о механизмах формирования стереотипии, тем лучше будем понимать животных, да и самих себя.

В-третьих, нужно стремиться создать наиболее благоприятную и насыщенную среду для питомцев. Мы уже выяснили, что это не всегда решает проблему, но точно уменьшает ее остроту, а то и вовсе сводит остаточные проявления стереотипии до уровня невинных личных особенностей. Ну нравится медведице задом на перед ходить, что теперь? Зато как красиво она это делает! Можно накидать камней, чтобы нарушить ей маршрут и сделать такие прогулки невозможными, но повысит ли это качество ее жизни? Не факт!

Ну и наконец, важно относится к питомцам с уважением. Не стоит воспринимать любое повторяющее движение у животного как признак психического дефекта, орать «О, смотрите, обезьяна из психушки сбежала» (увы, такое тоже приходилось наблюдать), стремиться избавить животное от стереотипии исключительно ради «экспозиционной привлекательности». Мы все имеем право на свои индивидуальные особенности, и все ищем свои способы справляться со сложностями в этой жизни. В следующий раз во время стресса, попробуйте походить задом на перед, как Айриша (только в безопасном месте!), громко спеть пару песенок, как Ангелина или просто сходите покачаться на качелях, и очень может быть, что жизнь станет чуточку приятнее. А там, глядишь, и понимание, как решить проблему появится!

*Фрустрация (от лат. frustratio — обман, тщетное ожидание) — это психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания.