Если коротко: ну, раз лежит – значит удобно!
Подробности. Когда мы говорим о комфорте животных, то в первую очередь на ум приходит то, насколько удовлетворены базовые потребности. Есть ли достаточно подходящей еды, устраивает ли температура, поддерживается ли баланс контролируемого и неконтролируемого стресса. Хватает ли личного пространства, есть ли у животного компания, если это вид, склонный к групповому проживанию, или наоборот, если вид одиночный. Надежны ли укрытия, не мучают ли паразиты и болячки и прочее, прочее. Мы (люди) вообще как-то привыкли в поведении животных искать в первую очередь причины, связанные с выживанием особи и вида. Катается в пыли? Наверное, чистится от паразитов. Переносит еду в другое место? Ищет безопасное укрытие. Сворачивается клубочком или лежит к верху пузиком? Ищет оптимальную позу для терморегуляции. Все это отчасти верно, но при таком подходе упускается одна интересная деталь.
Этологи – ученые, изучающие поведение животных , выделяют биологические формы поведения. Это поведенческие комплексы, состоящие из врожденных элементов и приобретенных в ходе обучения. К ним относятся репродуктивное поведение, социальное поведение, добывание пищи, оборонительное поведение и т.п. Граница между этими видами поведения тем более размыта, чем более сложное животное мы рассматриваем. Так, добывание пищи или постройка гнезда могут быть также частью репродуктивного поведения. Действия, направленные на поддержания гомеостаза, вроде дефекации или мочеиспускания, могут быть частью территориального поведения, когда животное оставляет метки. А у человека дружба вообще слеплена из кусочков родительского поведения, социального поведения и паттернов взаимодействия с половым партнером. Так вот, среди этих видов поведения отдельно выделяется комфортное поведение.
Под комплексом комфортного поведения подразумеваются те действия животного, которые оно делает для своего удобства или удовольствия. Биологическая целесообразность этих действий не всегда объяснима и не всегда в этом нуждается. Возьмем, например, зевание и потягивание. Да, это можно объяснить: насыщение крови кислородом, улучшение циркуляции крови, особенно после сна. Однако преимущества, которые дают эти действия с точки зрения выживания, довольно малы. Если животное не потянется после сна – это не приведет к его болезни, гибели и не снизит шансы на размножение. Но зевать и потягиваться так приятно! Кстати, потягивание зафиксировано даже у рыб и насекомых. Или, например, валяние во всяких пахучих субстанциях. Некоторые ученые утверждают, что таким образом животное сохраняет запаховый «пробник», чтобы известить сородичей о том, что поблизости есть интересный объект. Но кого и о чем собирается извещать одиночка пума, когда трется о еловые ветки? Возможно она хочет скрыть свой запах от добычи. Но как поможет мелким хищникам не вспугнуть добычу то, что они обтираются о запаховые метки той самой пумы? Хотят пахнуть солиднее? Очень может быть, что все эти предположения или часть из них верны и в разных ситуациях действуют разные причины, но объединяет все это практики одно: животным это явно нравится.
Достаточно посмотреть на блаженно щурящегося марала Горыныча, лежащего на кучке еловых веток или вспомнить своего пса, обильно «надушившегося» чем-то несвежим. Купание, вычесывание, поиск удобной позы для сна, груминг – все это имеет определенные биологические смыслы, но часто осуществляется в первую очередь для удовольствия. Да и не стал бы груминг – взаимный уход за кожей и шерстью – частью социального поведения, если бы не нравился животным. Помимо приматов, у которых взаимные почесывания, вычесывания и прочее занимает немало времени, даже если никаких паразитов нет и в помине, взаимная чистка и почесывание встречается у птиц, кабанов (те очень любят, когда им чешут нежное пузико), кошек и т.д. При этом животные часто издают «комфортные» звуки, обозначающие удовольствие: урчание, мурлыканье, похрюкивание, посвистывание и пр.
Бывает и такое, что комфортное поведение вообще не имеет явной эволюционно обусловленной базы. Например, пингвины катаются по снегу на пузике. За подобным же занятием мы заставали белых медведей, очень любят так развлекаться и выдры. Существует много видеосвидетельств, что с горки с удовольствием катаются утки, вороны и другие птицы. На примере пингвинов ученые долго пытались найти причины такого поведения, и пришли к выводу, что им это просто нравится.
Что интересно, комфортное поведение занимает изрядную часть бюджета времени животных. Исследования по изучению поз покоя и сна у бизонов и зубров, проведенные советским биологом М.А. Дерягиной, позволили выделить у этих животных 107 видотипичных поз и телодвижений, принадлежащих к восьми разным сферам поведения. Из них две трети движений относится к категории комфортного поведения, покоя и сна. Этограмма – описание поведения в течении суток, показывает, что доля комфортного поведения может достигать 70 %. Разумеется, процент зависит от условий: чем спокойнее окружающая среда и чем больше удовлетворены основные потребности, тем процент выше, и наоборот. Но в любом случае, вдумайтесь: до 70% времени на то, чтобы жить эту жизнь с удовольствием! Не просто поесть, а поесть вкусного в удобном и красивом месте.
Например, с видом на посетителей, как делает наша харза Роза, утаскивая куриные ноги на самую высокую балку. Не просто поспать, а в удобной позе и в удобном месте: на солнышке, когда прохладно; в тенечке, когда жарко; в теплом домике, когда погода, как сейчас. Или положив голову на теплое и пушистое пузо супруга, как это любит делать выдра Маня. А белоголовый сип любит спать на траве возле сетки, хотя это не самое безопасное и тихое место, но ему так нравится! Позы для сна у носух — это просто победа гибкости над здравым смыслом, но что поделать, хочется так. Леопард Лиза, несмотря на то, что ходить ей уже тяжеловато, упорно идет к своему любимому гамачку. Пума Лео предпочитает забраться повыше, да и львы у нас не прочь улечься на самой высокой платформе, хотя, в отличии от леопардов, это не вытекает напрямую из их образа жизни в природе. Животные не просто моются, а резвятся в воде, играют, устраивают настоящие спа-процедуры. Медведь Малыш может накидать в бассейн яблок и игрушек, чтобы потом их оттуда вылавливать. Росомаха Бира прячет еду не только и не столько потому, что это заложено в ней природой, а потому что ей доставляет удовольствие прятать мясо и особенно яйца от киперов. Почему мы в этом уверены? Вы бы видели Биру, когда после уборки в вольере она проверяет свои тайнички, и обнаруживает, что удалось утаить особо духовитый кусок мяса или пару квашеных крыс. Как она носится, буквально кружась в вальсе со своими неаппетитными (с нашей точки зрения) деликатесами!
Что интересно, когда посетители предполагают причины того или иного поведения у животных, мысль «ему так больше нравится» приходит в голову в последнюю очередь. Впрочем, не удивительно. Мы с самого начала говорили, что при всей значимости, комфортное поведение часто оказывается вне фокуса внимания. А между тем, его изучение помогает сделать жизнь питомцев намного приятнее. Поэтому так важны внимательные зоологи и киперы, которые вовремя заметят не только признаки болезни или социального не благополучия, но и обратят внимание, что вот этот кролик любит во время еды вставать лапками в мисочку, ему надо миску пошире. Эта обезьяна любит пледы, а у этого парня нельзя забирать любимую зеленую лягушечку. Эта индюшка не прочь, чтобы ее почесали под крыльями, особенно если это сделает импозантный мужчина (да, встречаются и такие предпочтения), а попугай любит мыться именно из пульверизатора. Все эти мелочи играют в жизни животных большую роль. Впрочем, если задуматься, то и в нашей жизни тоже. Да, кружка с веселым рисунком или удобные тапочки – это то, без чего можно обойтись. Да, можно работать, сидя на любом стуле. Да, душ можно принять за 5 минут. Но согласитесь, без крохотных удовольствий жизнь становится блеклой. Поэтому давайте будем брать пример с наших питомцев и помнить, что маленькие радости, вроде чая нужной температуры и забавной картинки на рабочем столе, которая заставит вас улыбнуться, не менее важны, чем достижение великих целей и личная эффективность.