Мудрость предков и забытые славянские традиции – решение экологической проблемы
Автор: Тесленко Михаил, 12 лет, 6 класс МОУ СОШ № 48 г. Копейска, рук. Тесленко Диана Владимировна
Мы раньше жили с верой в чудеса,
И сказка ожидала за порогом.
В ней дедка-Леший охранял леса,
В пруду жила русалка-недотрога,
Берёг очаг хозяин-Домовой,
Глядел с небес Стрибог отцовским взором,
Перун на колеснице грозовой
Свои владенья объезжал дозором.
Святую Макошь мать-сыру землю
Со всей любовью чтили её дети,
Природу не губили на корню,
А были перед ней за всё в ответе:
За горы, степи, реки и поля,
За всех зверей и птиц, за всё живое.
И воздавала щедро мать тогда
Своею нескудеющей рукою.
В то время боги жили меж людьми
Мирскою жизнью вовсе не гнушаясь,
И были человечными они
Канонам общим Рода подчиняясь.
Явь, Правь и Навь объединялись встарь.
Шумело кроной Мировое Древо.
И человек – не господин, не царь -
С природой был тогда единым целым.
Сохранение земли, лесов, рек и озер – вот проблема, над которой размышляет все человечество.
Возник этот вопрос, как общественно значимый в середине 19-го века, когда тургеневский Базаров как бы от имени всех нигилистов России произнес: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Фраза стала своеобразным девизом для людей по отношению к природе. За полтора века человек-хозяин столько перерыл, перекопал, взорвал на земле, что экологическая проблема стала одной из самых злободневных на планете. Земле нанесен, если не смертельный, то вполне надломивший ее удар.
Из античности идет понятие «естественный человек» – этот культ обновился во времена Ренессанса и Просвещения. Тогда считали, что человек должен быть неразрывно связан с природой, так как иначе он перестанет быть человеком в полном понимании этого слова. Был такой герой и в античной мифологии – Антей Он был очень силен, пока находился на земле, а как только злые силы отторгали его от земли, он терял все свое могущество.
Возникает вопрос: когда дождется земля доброго хозяина, который любовно погладит ее, вспашет, засеет и восстановит день ее именин – Духов день? В старину, когда праздновался Духов день, день благодарения земли запрещалось брать в руки лопату, копать, полоть…
Русский народ представляется мне таким своеобразным Антеем, который черпает свою силу именно из земли, потому что не представлял свою жизнь без неё. Возможность работать на земле была чуть ли ни единственным смыслом жизни каждого русского человека. Это был не просто способ прокормить семью – это был почти сакральный, священный процесс. Во времена хлебопашества возникло множество обрядов, выполнение которых считалось обязательным для всех. По славянским традициям запрещалось плевать на землю: считалось, что земля имеет душу, которую легко обидеть. В сёлах ещё и до сих пор сохранилось такое отношение к природе, носителями этих мудрых традиций, являются старые люди.
Вспомним и то, сколько песен было создано под влиянием красоты природы, образы которой традиционно были персонифицированными в фольклоре и отражали отношение нашего народа к деревьям, рекам и полям. Калина, рябинка и березка – живые существа, они имеют собственные мысли и чувства. В современном обществе недопустима даже мысль о возможности возобновления такого отношения.
При решении экологической проблемы первейшей задачей является отказ от отношения потребителя, не говоря уже о внесении духовности в отношения человека и природы.
Экология – это наука, она имеет свои методы и сроки, совокупность уже приобретенных знаний. Но для поддержания «здоровой» экологии, по моему мнению, необходимы не только научные работы или определённая целесообразная стратегия использования природных ресурсов, а прежде всего, духовность, культура взаимоотношений с природой, уважение и любовь к природе родного города, родного края и своей планеты вообще.
Мне очень досадно говорить о том, что в современной жизни эта духовность утрачена, но ее ещё не поздно вернуть…
Один мудрый целитель сказал:«Самое лучшее лекарство— любовь и забота»
Кто-то переспросил: «А если не поможет?»
Целитель ответил: «Увеличьте дозу!»
Так и природе нужна наша любовь и забота. Надо беречь природу, потому что за варварское отношение к себе земля мстит человеку: мельчают моря, надвигается пустыня, затопляются заливные луга… Но главная ее месть – ожесточение, злоба, которые появляются в душе царя природы – человека.
Чтобы понять природу остановись и слушай. Птица вьет гнездо, и зверь затаился в зарослях, по земле ступает нога человека и оставляет следы, гудят далекие поезда, водопад разбивается о холодные камни. Мир вокруг говорит с тобой на своем языке. Говорит о том, что запах сосны прозрачен, даль туманна, а всё на свете несет в себе свою тайну.
Когда первый звук рождается от прикосновения руки к струне арфы, природа замирает и вслушивается. Когда звуки становятся мелодией, природа танцует дождем по мостовой, скользит ветром в синем поле льна, дотрагивается до души невидимым сиянием волшебства эльфов.
Свой голос в защиту матушки-земли поднимали и поднимают российские писатели. Произведения В.Астафьева «Царь-рыба», Б. Можаева «Изгой», В.Распутина «Пожар» кричат о том, что пора остановиться и понять: не царь природы человек, не царь, а сын…
Когда все мы поймем, что о земле надо заботиться, прислушиваться к ней, любить её исчезнет как таковая экологическая проблема.