I. Введение
Мой любимый мультфильм «Мадагаскар». Особенно мне в этом фильме нравятся очень забавные подвижные, вечно снующие животные с большими, выразительными глазами. У них чёрная морда, чёрные лапы и очень густая, ярко – красная шерсть, на шее белое пятно. Эти животные имеют очень красивое название – лемуры красные вари. Я захотела узнать, обитают ли в Челябинском зоопарке такие удивительные животные? Оказалось, да. В коллекции Челябинского зоопарка экспонируется вид – красный лемур вари. Интерес к этим животным возрос после выхода голливудского мультфильма. Так как в природе лемуры становятся всё более редкими, они становятся более популярными среди знатоков природы, о них много пишут, фотографируют, демонстрируют в средствах массовой информации.
Лемуры и Мадагаскар неразделимы — как кенгуру и Австралия. Лемуры — одновременно символ, торговая марка (их изображают даже на деньгах) и национальное достояние страны.
Но, к сожалению, я столкнулась с таким фактом, что животное плохо изучено, в литературе сведения противоречивы. Даже на сайтах Российских зоопарков публикуемая информация недостоверна. Исходя из этого, я решила, что моей исследовательской работой будет изучение поведения лемура красного вари в условиях неволи. Тема интересна и актуальна потому, что в нашей стране всего несколько зоопарков (Московский, Екатеринбургский, Ленинградский, Новосибирский) содержат этих животных и опыт их содержание небольшой.
Предметом моего исследования стали две самки лемура красный вари – это сёстры по кличке Глория и Роксана (Приложение №1). Они родились 14 мая 2007 года в Санкт – Петербургском зоопарке (Приложение №2). В помёте было три детёныша, все самки. У них яркая и необычная внешность. Роксана – доминирующая самка. Она более смелая, быстрее подходит к пище и к новым предметам. В Челябинск они были привезены в 2010 году. К тому времени им было 1,5 года.
II. Методика исследования
Наблюдая за лемурами, я соблюдала следующие правила:
- во время наблюдения старалась не привлекать к себе внимание животных;
- наблюдала животных в часы наибольшей активности;
- избегала перерыва наблюдения.
За период моих наблюдений за лемурами, которые я проводила с декабря 2010г. по апрель 2011 года, я заметила следующее, что несмотря на то, что лемуры очень активны в природе (в поисках пищи они могут пройти несколько км в сутки и переходят с одного дерева на другое в поисках съедобных плодов) в зоопарке они после еды много спят и мало двигаются. Подвижны они только в определённое время – когда у них убирают с 10 до 12 часов и с 14 до 16 часов, когда их кормят. Остальной световой день они проводят свернувшись калачиком на деревьях. Такое поведение считается неадекватным. Лемуры относятся к редким и экзотическим животным, которых мы можем увидеть только в зоопарках, а для этого животное должно быть доступно, всегда «на виду» у публики и демонстрироваться посетителям зоопарка.
Поэтому моей рабочей гипотезой стало - обогащение среды обитания лемуров красных вари в условиях неволи будет способствовать улучшению психического и физического состояния животного.
Лемуры в зоопарке находятся в ограниченном, небольшом пространстве, их «внешний мир» обеднён, им приходится приспосабливаться к несвойственным им условиям жизни. Каждое животное реагирует на это по - разному. Одни могут проявлять беспокойство, истерическое поведение, агрессию. Другие животные могут впасть в депрессию, апатию, снизить общий уровень двигательной активности, в этих случаях у животного может наблюдаться потеря веса или, наоборот, его резкое увеличение, ухудшение состояния шерсти и т. д. То и другое плохо, так как может привести к гибели животного.
Эти проблемы существуют во всех зоопарках мира, и они успешно решаются при помощи отработанной и успешно применяемой в зоопарках программе – обогащение среды обитания при содержании животных в неволе.
Я считаю, что если к лемурам применить различные методы по обогащению среды обитания, то это будет способствовать улучшению психического и физического состояния животного.
Моя работа по содержанию лемуров красных вари в неволе вошла в целевую программу клуба: «Как помочь зоопарку?»
Цели моей работы следующие:
1. Изучить биологию лемура красный вари, его образ жизни в дикой природе.
2. Разработать меры по повышению качества содержания лемуров красных вари.
Для достижения своей цели я поставила задачи:
1. Посетить библиотеку для изучения научной литературы по данной теме, проанализировать литературу о лемурах, их поведении, образе жизни и питании в дикой природе.
2. Посмотреть информацию на интернет – сайтах.
3. Проанализировать условия содержания лемуров в Санкт – Петербургском, Тель–Авивском и Челябинском зоопарках, оценить их состояние. Написать письма в зоопарки.
4. Разработать методику и методы по обогащению среды лемуров красных вари в условиях зоопарка.
5. Провести этологические наблюдения за поведением животных в неволе при обогащении среды.
6. Определить, как обогащение среды отражается на эмоциональном и физическом состоянии животного.
7. Определить какой из применяемых методов будет наиболее эффективным.
8. Обобщить результаты и выработать рекомендации по повышению качества содержания лемуров красных вари.
Моя работа состоит из введения, описания методики исследования, хода исследования и заключения.
Для исследования были выбраны наиболее эффективные методы обогащения среды обитания:
- введение новых предметов для манипуляции;
- изменение способа подачи корма;
- внесение предметов с незнакомыми запахами, активация органов чувств;
- трансляция для лемуров записи звуков различных животных.
III. Ход исследования и результаты
1. Биология лемура красный вари.
1.1. Систематическое положение.
Класс: млекопитающие.
Отряд: приматы.
Семейство: лемуров.
Род: маки или обыкновенные лемуры.
Вид: вари.
1.2. Появление лемуров на земле.
Около 50 миллионов лет назад на нашей планете появились первые приматы, которые со временем разделились на две линии – обезьян и полуобезьян. Около 20 миллионов лет назад полуобезьяны дали начало группе лемуров. Лемуры появились в эоценовую эпоху (от 55 до 38 млн. лет назад).
Они некогда процветали на земле, но позже были вытеснены отовсюду более прогрессивными созданиями – настоящими обезьянами. А там, где лемуры ещё сохранились (в Африке и Юго Восточной Азии), они перешли к ночному образу жизни. Одно из таких мест - волшебный Мадагаскар. Здесь учёным известны 12 вымерших и 8 ныне живущих видов лемуров.
1.3. История открытия лемуров.
Слово «лемур» имеет древнеримское происхождение. По латыни lemurs означает «приведение». По мнению древних римлян, лемурами становились неупокоенные души. Чтобы обезопасить себя от лемуров, устраивали лемуралии – праздник мёртвых, который длился три нечётные ночи – 9, 11 и 13 мая. С падением Рима канули в небытие и мистические лемуры. О них вспомнили века спустя, когда европейцы попали на Мадагаскар и узнали о ночных животных, в тела которых, по мнению островитян, вселяются души умерших людей. И хотя в реальности обитатели лесов и саванн Мадагаскара оказались существами пугливыми, добрыми и застенчивыми, название античных призраков прилепилось к ним навсегда. Если лемур испуган, то он издаёт жуткие вопли. Ещё эти животные имеют привычку греться по утрам на солнышке, раскинув руки и повернув морду к солнцу. За эти манеры лемуров жители Мадагаскара считали этих животных священными солнцепоклонниками. Лемуры появились в эоценовую эпоху (от 55 до 38 млн. лет назад).
1.4. Местообитание.
Родина лемуров – остров Мадагаскар (Приложение №3). Славу тропического острова составляет его природа — до такой степени уникальная, что Мадагаскар называют островом-континентом. Миниатюрный континент пригрелся под восточным боком Африки, отделен от нее четырьмя сотнями километров Мозамбикского пролива. Их размежевание случилось более 100 миллионов лет назад во времена расцвета динозавров. Откуда же было взяться на Мадагаскаре лемурам, обитающим только там и более нигде в мире?! Любопытно, что зоологическая наука, как, впрочем, и мифология, не дают нам однозначных ответов.
Сегодня это четвертый по величине остров мира (его протяженность достигает 1580 км, а ширина в самом широком месте — 580 км), который стал домом для 200 тысяч разного вида созданий, из которых 150 тысяч не встречаются больше нигде на планете! Этот абсолютный рекорд, достойный записи в Книге рекордов Гиннеса.
На Мадагаскаре и на соседних островах население считает лемуров священными животными. Существует легенда, что когда-то очень давно лемуры были людьми, а потом, живя в лесу, обросли шерстью и превратились в животных. Когда какой-нибудь неосторожный лемур попадает в ловушку, мадагаскарец обязательно освободит его и выпустит, а если лемур ранен, то вылечит. Увидев лемура в лесу, крестьянин или охотник церемонно с ним раскланяется и поприветствует, словно близкого родственника.
Мадагаскар - это поистине осколок Ноева Ковчега в Индийском океане, который стал прибежищем для самых разнообразных экзотических видов животных, а также растений, многие из которых являются эндемиками (от греческого слова «местный»). Лемуры обитают на восточном берегу острова, где сохранились остатки «большого леса», которым раньше был покрыт весь остров. Чудо природы представляет собой узкая полоса береговой низменности, покрытая тропическими дождевыми лесами.
1.5. Особенности внешнего вида лемура, как результат уникальной приспособленности к условиям обитания.
Лемур вари – наиболее крупный представитель семейства. Длина его тела вместе с головой 55 см, длина хвоста – 60 см. Масса 3,5 – 4,5 кг. Шерсть красно – коричневого цвета, сзади на шее имеется белое пятно. Грудь, хвост, лоб и внутренние части конечностей чёрного цвета. Шерсть такая густая и плотная, что её не пробивают тропические ливневые потоки!
На удлинённой мордочке лемуров находятся вибриссы (осязательные волосы), глаза сближены, передние конечности короче задних, пальцы с ногтями, но на нижних конечностях второй палец имеет «туалетный» коготь для расчёсывания волос. Хвост длинный. Зубы нижней челюсти – резцы и клыки – наклонены вперёд и образуют «гребёнку». Считают, что это приспособление к уходу за телом, однако некоторые авторы считают, что это адаптация питанию, такими зубами удобно протыкать плоды, доставать сердцевину.
У лемуров неподвижная мускулатура лица, поэтому они не обладают такой мимикой, как обезьяны.
1.6 Образ жизни. Питание. Размножение. Лимитирующие факторы. Категория риска.
Лемуры этого вида живут семьями по 2 – 16 особей, чаще 2 – 5. У каждой группы есть своя территория, и все члены группы агрессивны к нарушителям границ. Самки доминируют в семье и составляют костяк группы. Им принадлежит право в первую очередь выбирать пищу и партнёра. Члены группы постоянно окликают друг друга, подавая сигналы в случае опасности.
Ведут древесный образ жизни. Передвигаются грациозными прыжками, прыгая не только с ветки на ветку, но и с дерева на дерево. Обычно молчаливый зверёк, раздражаясь, может оглушить все окрестности своим криком.
Питаются лемуры фруктами, ягодами. Не упускают случая воспользоваться порезами на стволах деревьев, из которых выделятся сок. Для них это лакомство, которое они слизывают с древесной коры, как и утреннюю росу с листьев. Не брезгуют лемуры и насекомыми. Поймав ручкой огромную саранчу, зверёк обрывает её крылышки, а затем зажмурив глаза, с удовольствием схрумкивает её как сухарик. Интересно наблюдать лемуров если они едят фрукты. Взяв в рот целый плод или большой его кусок, они запрокидывают голову высоко вверх, чтобы сладкий липкий плод не попал им на мех, и старательно пережёвывают пищу, щуры глаза. Я сравнила чем питаются лемуры в природе, в Челябинском зоопарке и в зоопарках Европы (Приложение №4)
Выводы:
- в природе еда более свежая, в ней больше витаминов, животное ест то, что добыло и то, что ему хочется;
- в условиях неволи тропические фрукты в Челябинск везут издалека, не качественными (сорваны неспелыми, повреждены во время перевозки);
- в Челябинском зоопарке питание лемуров сбалансированное, рацион питания богат витаминами, при сравнении рациона питания с европейскими зоопарками можно видеть, что Челябинский зоопарк работает на уровне европейских стандартов.
Самки лемуров красный вари строят гнездо на ветвях деревьев и выстилают его своей длинной шерстью. Беременность длится 98 – 105 дней, детёныш рождается массой 80 – 105 граммов. Половозрелость наступает в два года.
Если у других лемуров новорождённые детёныши быстро присоединяются к семейной группе, то родившая самка вари на протяжении почти двух месяцев не подпускает к своим малышам никого, включая их отца. Детёныши вари не могут цепляться за шерсть матери, и самке приходится переносить их ртом за бочок или за голову. Эти сведения подтвердили нам работники Екатеринбургского и Ленинградского зоопарков. Из переписки с Ленинградским зоопарком: «Добрый день, Ангелина! В нашем зоопарке вари ни разу не построили полноценного гнезда, хотя попытки были. По сообщениям из других зоопарков (г. Кёльн, например) самки вари все же строят гнезда в условиях зоопарка. Строят гнезда только беременные самки. Самки переносят своих детенышей во рту. Правда одни из них переносят детенышей за голову (в нашем случае большинство), другие за спину. В Челябинском зоопарке живут две сестрички рожденные в нашей группе. Мы желаем им всего хорошего, а Вам успехов в наблюдении за ними! С уважением, начальник отдела "Приматы" Ленинградский зоопарк Наталья Филатова».
Численность и лимитирующие факторы.
Естественных врагов у лемуров немного – змеи (боа констриктор), орлы, соколы, которые способны утащить зазевавшегося детёныша, и фосса - хищник, обитающий только на Мадагаскаре. Иногда опасность может исходить от домашних собак. Густые леса миллионы лет давали приют и пищу лемурам. Так было прежде. Теперь 9/10 лесов на Мадагаскаре вырубили, сожгли, чтобы расчистить место для пастбищ и посевов. Лемуров разводят и изучают в неволе, но проблема сохранения этих животных не решена, так как катастрофическая вырубка лесов на Мадагаскаре неуклонно приближает час гибели лемуров.
Лемуры внесены в Красную книгу международного союза охраны природы и природопользования и списки CITES.
2. Сравнение условий жизни обитания в природе и в неволе. Выводы и предложения.
Лемуры содержатся в павильоне «Приматы». Их вольер размером 4м х 6м, высотой 10 м. С трёх сторон стены глухие, 4 сторона загорожена зоологической сеткой с выходом в демонстрационный зал, откуда их хорошо видно посетителям зоопарка. В вольере пол покрыт бетоном. Посредине вольера установлено дерево. Имеются перекладины, присесты. По дереву развешены канаты. Присутствуют игрушки, их часто обновляют. Размеры и обустройство вольера соответствуют современным требованиям содержания лемуров в зоопарках. Однако это очень далеко от тех условий, которые им предоставляет природа.
3.Этологическое наблюдение за поведением лемуров в период обогащения среды.
3.1 Методы.
Введение новых предметов для манипуляций.
Метод 1. Введение в вольер шарфов красного и белого цвета. Цель: выяснить различают ли лемуры цвета. (Приложение №5) В вольер к лемурам поместили два шарфа из натуральной хлопчато – бумажной ткани двух цветов – красный и белый. Шарфы привязали на дерево в виде гамаков. Лемуры оживились уже в самом начале эксперимента. Как только шарфы были закреплены животные попытались развязать узлы. Роксана (доминирующая) облюбовала белый шарф, который был привязан выше, чем красный. Глории достался красный. Если Роксана перепрыгивала на красный шарф, то Глория молча уступала. Лемуры дёргали за шарфы, вставали на них задними лапами, пытались раскачиваться. Больше внимания животные обращали на красный шарф. Через 20 минут лемуры потеряли интерес к новым предметам. Лишь изредка обращали на них внимания, слегка трогая лапками. Мы рассчитывали, что лемуры будут заняты игрушками большее время. Ожидаемый результат не подтвердился.
Метод 2. Введение в вольер мягкой игрушки на резинке. Цель: повышение активности лемуров и выявление их интересов. В вольер к лемурам поместили игрушку длиной 15 см, в виде медвежонка, привязали её к резинке (Приложение №6). Первой к игрушке подошла Роксана. Интерес она проявила не столько к игрушке, сколько к самой резинке. Затем подошла и Глория. Они дёргали резинку в разные стороны, а затем «разругались» и разбежались в разные углы вольера. Было принято решение поместить в вольер ещё одну игрушку на резинке. Лемуры дружно подпрыгнули к новой игрушке, но Роксана сразу отошла от неё. Глория ещё несколько минут дёргала за резинку. Лемуры были заняты игрушкой 15 минут. Затем перестали обращать на неё внимание.
Различные способы подачи корма. Цель: увеличить время активности и добывания пищи.
Метод 3. Фруктовый шашлык (Приложение №7). На деревянную палочку Д= 3мм, длинной 20 см были нанизаны: бананы (без кожуры), апельсины (без кожуры), яблоки, киви, огурец и груши(кусочками), крупный виноград. Шашлыки поместили на обычное место кормления животных.
Лемуров нисколько не смутила новая подача корма. Они брали шашлычки передними лапами. Первыми были съедены кусочки огурцов. Виноград лемуры аккуратно снимали с палочки. Киви были откушены вместе с полочкой. После активного жевания палочку животные выплюнули. Продлили время кормления до 20 – 30 минут, лемуры пытались по разному стащить корм с палочки, ломали палочки, придерживали лапками.
Метод 4. Шишка с продуктами (Приложение №8). Между чешуйками шишки вкладываются небольшие кусочки фруктов. Мы предполагали, что лемуры будут доставать лакомство при помощи лап, но они доставали языком и зубами. Когда все кусочки были съедены, лемуры потеряли к ней интерес.
Мы продлили время кормления до 40 минут, заставили лемуров приложить усилия для добывания корма.
Метод 5. Коробка – головоломка. В картонной коробке (в коробке не должно быть скрепок, скотча и других опасных для животного элементов) прорезают отверстия диаметром 5 – 6 см, внутрь коробки кладутся фрукты. Мы поместили в коробку крупные кусочки бананов и виноград (Приложение №9). Лемуры не сразу поняли, как достать лакомство из коробки. Сначала они заглядывали в отверстия и пытались схватить фрукты зубами. Через 15 минут Глория оставила эти попытки, залезла на ветки и стала высматривать сотрудника зоопарка, который принесёт ей еду в привычном для неё виде, т. е. на тарелке. Роксана своих попыток не оставила, попыталась с большой осторожностью засунуть лапу в отверстие (я думаю, что у лемуров есть генетическая память о том, что в дупле – отверстии может быть опасность) и вскоре была вознаграждена кусочком банана. После этого она оживилась и стала вытаскивать лапой кусочки бананов один за другим. Достать ягоду винограда ей не удавалось потому, что Роксана постоянно приподнимала коробку и ягоды откатывались в другой угол. Наконец, ей удалось схватить и вытащить ягоду, после этого она стала более активно трясти коробку, заталкивать лапы в разные отверстия. И тут произошло то, чего мы не ожидали - с коробки слетела крышка, но Роксана как – будто этого не заметила и продолжала толкать лапы в отверстия. А когда обнаружила, что может беспрепятственно есть любимое лакомство, то стала с аппетитом поедать виноград. Глория, не дождавшись привычного обеда, спустилась к сестре и стала кушать вместе с неё. Мы продлили время кормления животных до 1,5 часа, заставили их приложить свои умения по добыванию корма. Наблюдали как по-разному два животных реагируют на новую форму подачи корма и установили, кто более настойчивый в достижении цели. Этот метод вызвал большой интерес у посетителей зоопарка.
Внесение предметов с незнакомыми запахами с целью активации органов чувств.
Метод 6. В вольер были помещены шарфы с запахом земляники, цветочным запахом, с запахом другого животного (для этого шарф несколько дней находился в вольере с макаками – резус). Наши шарфы были для них новыми предметами. В течение 15 минут они ими играли, пометили и потеряли интерес.
Трансляция для лемуров записи звуков различных животных.
Метод 7. Я решила проверить, как будут реагировать лемуры на различные звуки. Я заранее записала различные звуки на диктофон и стала включать лемурам и наблюдать за их действиями. Мои наблюдения сведены в таблицу №2 (Приложение №10), из которой видно, что наиболее сильная реакция была на звуки опасности лемуров и звуки орла. Из чего можно сделать вывод: У лемуров, рождённых и содержащихся в неволе сохранилась генетическая память, связанная с опасностью.
3.2 Подведение итогов, выводы и предложения.
Методы 1 и 2 показали, что животные общительные, умеют играть и общаться друг с другом и с сотрудниками, которые за ними ухаживают. Проявляют любопытство ко всем введённым в вольер предметам. Дольше играли с шарфами, чем с игрушкой на резинке. Рано говорить о том, что они не отличают шарф чёрный от шарфа красного. Но повсему видимо у лемуров цветовое зрение отсутствует.
Методы 3, 4 и 5 подтвердили, что больше внимания они уделяют предметам, связанным с добыванием корма. Чем сложнее достать еду, тем больше они трудятся, тем больше тратят физической силы («зарабатывают пищу»). Эти же методы показали, что лемуры достаточно высокоорганизованные животные, в нестандартной ситуации они ведут себя нестандартно, легко решают сложные вопросы по добыванию пищи. Тем более что место пищи, возможности её добывания периодически изменяются, но с любой задачей лемуры справляются.
Метод 6 показал, что у лемуров хорошо развиты обонятельные доли. При помощи обоняния они легко находят пищу, распознают её, что и доказал 6 метод: шарф с запахом цветочных духов был самым любимым для игры и обнюхивания.
Метод 7 - один из самых эффективных методов, производящий ошеломляющее впечатление на животных. Несмотря на то, что их предки уже давно живут в зоопарке и не получают этих тревожных сигналов, у лемуров это записано на уровне генетической памяти. Тревога, опасность, самосохранение – один из главных инстинктов животных. Из проведённых экспериментов мы можем предположить, что память о джунглях, где они подвергались опасности со стороны хищников, остаётся на всю жизнь. На звуки хищных птиц они долго тревожились, громко кричали, вели себя беспокойно и смотрели вверх, несмотря на то, что звуки исходили от нас снизу. Если мы будем делать это периодически, то животное не будет забывать ту природную среду откуда он вышел. И в будущем реинтродукция будет проходить легче.
IV Заключение
В период проведения исследовательской работы мы изучили биологию лемуров красных вари, проанализировали литературу о животных, их поведении, образе жизни, питании, познакомились с сотрудниками, которые ухаживают за этими животными в других зоопарках. В результате мы пришли к выводу, что условия содержания лемуров в зоопарке не соответствуют природным. Как выход из этого положения мы предложили провести в отношении лемуров определённые мероприятия по обогащению среды. В период проведения этих мероприятий животные хорошо себя чувствовали, были активны и подвижны. Самым эффективным методом обогащения среды и одним из самых дешёвых – это метод трансляции для лемуров записи звуков различных животных. В это время лемуры ведут себя активно, ищут место откуда исходит угроза, совершают действия, чтобы обезопасить себя. Одновременно они распознают звуки и степень их опасности. В дальнейшем я хочу продолжить заниматься темой: «Влияние интенсивности звука на поведение лемуров красных вари в неволе». Затем подготовить рекомендации для проведения данного метода для всех животных в зоопарке.
Мы сделали вывод, что использование дополнительных предметов, игрушек – кормушек увеличило время кормления, создало ситуацию, подобную ситуации в естественной среде обитания, и тем самым дало возможность занять свободное время животного.
Таким образом, задачи, поставленные в начале исследования, были решены благодаря правильно выбранной методике.
Предлагаю обогатить рацион питания лемуров красных вари следующим:
-цветами вишни, одуванчиков;
-пророщенными семенами пшеницы, кукурузы, сои.
Из опыта содержания лемуров в европейских зоопарках в рацион питания добавлять веточный корм.
В дальнейшем мы будем заготавливать цветы вишни, одуванчика. Эту работу рассчитываю провести в апреле – мае.
Я получила огромное удовольствие от того, что соприкоснулась с жизнью этих удивительных животных, наблюдала их воочию.
Список литературы:
1. Акимушкин И. И. Мир животных: Млекопитающие, или звери. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мысль, 1988.
2. Бейко В.Б. Березин М.В. «Большая энциклопедия животного мира» М. «Росмэн» 2008.
3. Брем А.Э. Жизнь животных. – М.: Изд-во «Эксмо», 2003.
4. Брем. А.Э «Жизнь животных» 1 том, М. «Терра – Терра». 1994.
5. Википедия. Свободная энциклопедия. Лемуры. [Электронный ресурс]. http://www.wikipedia.org.ru .
6. Гоголева Е. Н. Методы среды обитания животных в Пензенском зоопарке.
7. Детская энциклопедия. Царство животных. / Пер. с англ. С. В. Чудова. – М.: издательский дом «ОНИКС 21 век».
8. Дмитриев Ю. Д. Соседи по планете (млекопитающие): Научно – художественная литература/ Научный редактор В. Е. Соколов. - М.: Детская литература, 1981.
9. Методические рекомендации по оформлению исследовательской работы по биологии. Магазов О.А., Магазова Л.Н. Челябинск. «Челябинская областная станция натуралистов и опытников сельского хозяйства», 1993.
10. Методические рекомендации по этологическим наблюдениям за млекопитающими в неволе. С.В. Попов, О.Г. Ильченко Москва 1990.
11. Рильд Д. - Рекомендации по обогащению среды при содержании животных в неволе. -М.: «Московский зоопарк», 2003.
12. Соколов В. Е. Фауна мира: Млекопитающие: Справочник. - М.: Агропромиздат, 1990.
13. Журнал «GEOлёнок»: Издательство ЗАО «Грунер+Яр», №5, 2008.
14. Журнал «Свирель»: Детский экологический журнал, №1, 2003.
15. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Животные/ Сост. П. Р. Ляхов. - М.: ТКО «АСТ», 1995.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Сравнительный рацион питания лемуров красный вари в природе, в Челябинском зоопарке и в зоопарках Европы
Вид корма |
В природе |
В Челябинском зоопарке |
В Европейских зоопарках |
Листья |
Листья
|
Петрушка, укроп, салат листовой, веники, ветки
|
Ветки и листья клена, ивы, винограда, лещины, молочая, тополя. |
Фрукты
|
Банан, мангустин, авокадо, манго, папайя
|
Фрукты (яблоки, виноград, хурма, мандарины и др.), сухофрукты (изюм, курага) |
Сезонные и тропические фрукты, яблоки, бананы, дыни, сливы, очищенные апельсины, манго, персики, авакадо, киви, папайя, виноград (мелкий и без косточек), сухофрукты |
Овощи |
Овощи с плантаций фермеров: пикули, маниока, томаты, фасоль |
Овощи (капуста, картофель, лук, чеснок, огурцы, помидоры, перец, сельдерей стебли, фенхель корневой) и корнеплоды (морковь), бахчевые (арбуз, дыня), бобовые (фасоль, горох) |
Салат, капуста, огурцы, варенные морковь и картофель, лук – порей, сельдерей, перец, одуванчики, |
Яйца и молочные продукты |
Сырые яйца птиц |
Яйцо куриное, перепелиное масло сливочное, творог, молоко (для каши), детская смесь |
Яйца сваренные в крутую, сыр, творог, детские молочные смеси, |
Живой корм |
Мелкие беспозвоночные, насекомые, яйца насекомых |
Мясо кур (варёное), сверчки
|
Мучной червь, мышь, мелкие насекомые, сверчки, мясной фарш |
Злаки |
Рис, кукуруза, пшеница
|
Кукуруза (в початках), хлеб (пшеничный), крупа (разная) |
Хлеб, варенный рис, детское печенье, пророщенные кукуруза, пшеница, соя |
Витамины и элементарные добавки |
|
Нет |
Витамины А,Д,Е, пирог из витаминов, растворимые собачьи пилюли, поливитамины, кальциевые добавки. |
Другие |
Цветы, нектар
|
Мед, повидло, сахар, сок фруктовый, сироп шиповника, масло растительное |
Цветы вишни, цветы одуванчиков. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 10
Реакция лемуров красный вари на различные звуки
|
Вид звука |
|||||
Звуки лемуров в покое |
Звуки лемуров при появлении опасности |
Рычание льва |
Крик орла (естественный враг лемуров) |
Звук автомобильного транспорта |
Звук тропического ливня |
|
Реакция |
Лемуры издавали подобные звуки |
Лемуры быстро забрались на самый верх веток, издавали звуки тревоги, испуганно озирались |
Быстро вычислили источник звука, беспокойства не проявляли |
Лемуры быстро забрались на верхние ветки, бросив пищу, смотрели только вверх, взгляд испуганный |
Реакции никакой не было |
Небольшое беспокойство |