Зимний период с 1 октября по 14 апреля
Часы работы зоопарка:
  • летнее время 10:00 – 20:00
  • зимнее время 10:00 – 18:00
Касса заканчивает работу на час раньше
Версия для слабовидящих
стоимость билетов:
  • дети до 5 лет – бесплатно,
  • дети до 12 лет – 80 руб.,
  • дети с 12 лет
    и взрослые – 150 руб.
телефон зоопарка
8 (351) 263-18-64,
г.Челябинск, ул. Труда, 191
интерактивная
карта зоопарка
схема
проезда
Главная Влияние обогащения среды на поведение саймири беличьего
 

Работы детей

 

Влияние обогащения среды на поведение саймири беличьего

 
10.12.2011
 

Содержание

I. Введение

II. Ход исследования и результаты

1.Биология саймири беличьего

1)   Систематическое положение

2)   Местообитание

3)   Особенности внешнего вида

4)   Образ жизни

5)   Размножение

6)   Питание

2.Сравнительный анализ образа жизни в природе и условиях неволи

3. Наблюдения за саймири беличьим в период обогащения среды. Проблемы обогащения условий содержания животных

1)   Метод введения новых предметов

2)   Метод изменение способа подачи корма

III. Заключение

 IV. Список использованной литературы

 V. Приложение

 

Введение.

Я занимаюсь в клубе юных биологов зоопарка «Багира», под руководством Ольги Ивановны Поповой. Из всех животных, которые есть у нас в зоопарке, я выбрал для изучения небольшую обезьянку, у которой очень красивое название - саймири беличий. Мне он (это оказался самец) очень понравился, он очень похож на меня. Такой же худенький, ловкий, быстрый, а от мордочки не оторвать глаз, такой он красивый.

Этого саймири привезли к нам в Челябинский зоопарк 17 декабря 2009г. из Екатеринбургского зоопарка. Сотрудники зоопарка ему дали кличку «Смайл», потому что любит «улыбаться» и показывать язычок (Приложение №1). По документам, зоологическому паспорту, который оформляется на всех животных, содержащихся в зоопарке, я узнал, что Смайл родился в феврале 2009 года. На момент прибытия к нам в зоопарк ему исполнилось 10 месяцев. 

Посетители Челябинского зоопарка подолгу стоят у вольера с саймири. Он привлекает внимание своей общительностью, игривостью, обаянием и артистизмом. Общение с этой обезьянкой дает людям положительные эмоции, улучшает настроение и самочувствие. Смайл в вольере находится один, для него еще не приобрели самку. Он скучает в клетке, так как эти обезьянки живут в группах и очень тяжело переносят одиночество. Во время переезда из одного зоопарка в другой Смайл по – видимому, получил стресс. У него поредели волосы на хвосте, саймири начал лысеть. А через некоторое время я заметил, что саймири начал чесаться.

Мне захотелось помочь ему, привыкнуть к условиям жизни в нашем зоопарке. В Челябинском зоопарке таких животных прежде не содержали. Но в России во многих (30) зоопарках содержатся саймири беличий. Однако что касается описания его содержания в зоопарке сведений мало. Известно много случаев жизни саймири в домашних условиях. Считается, что этот вид обезьян один из самых удачных для домашнего содержания. Из всего, что я прочитал вместе с мамой, и из того что мне дала руководитель клуба, я сделал вывод, что содержание саймири беличьего в зоопарке дело трудоемкое, требующее хороших знаний и опыта. Для того чтобы Смайл был физически и психически здоровым ему необходимо создать такие условия в питании и содержании, чтобы процесс привыкания проходил более эффективнее.

Исходя из этого, цель моей исследовательской работы следующая:

 - изучить биологию саймири беличьего, его образ жизни и повадки в дикой природе;

- и помочь зоопарку в создании условий, приближенным к естественным.

Для достижения моей цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить литературу по данной проблеме.
  1. Изучить животное. Проанализировать литературу о саймири беличьем, его поведении, образе жизни и питании в дикой природе.
  2. Изучить условия содержания саймири беличьего в других зоопарках, сравнить с условиями содержания в Челябинском зоопарке.
  3. Разработать методику и методы по обогащению среды саймири беличьего в условиях неволи.
  4. Наблюдать за поведением животного в неволе при обогащении среды.
  5. Определить, как обогащение среды отражается на эмоциональном и физическом состоянии животного.
  6. Определить, какой из применяемых методов будет наиболее
  7. эффективным.
  8. Обобщить результаты и выработать рекомендации по содержанию животного.

Моей рабочей гипотезой стало предположение о том, что обогащение среды обитания саймири беличьего в условиях неволи будет способствовать улучшению психического и физического состояния животного. Тема актуальна, так как, несмотря на то, что по зоопаркам нашей страны этих животных содержится в достаточном количестве, однако как помочь им в период стресса, что делать, если животное содержится одно, без пары и семьи, которые так ему необходимы.

 Новизна моей работы состоит в том, что в имеющейся литературе мало сведений о виде саймири беличьем, многие данные противоречивы. Плохо изучены методы обогащения среды, проводимые в отношении саймири беличьего.

Я думаю, что моя работа поможет и Смайлу, и сотрудникам, ухаживающим за ним. Моя работа состоит из введения, хода исследования и заключения. 

Для написания своей работы я использовал следующие методы:

  1. Анализ собранной информации о саймири.
  2. Беседа с сотрудниками Челябинского зоопарка, ухаживающего за саймири.
  3. Метод наблюдения за поведением животного в период проведения обогащения среды.  
  4. Метод введение новых предметов в вольеру, где содержится саймири
  5. Метод изменение способа кормление животного.
  1. Метод обобщение результатов наблюдения.

III. Ход исследования и результаты.

 1.Биология саймири беличьего

1)   Систематическое положение

 Класс: Млекопитающие

 Отряд: Приматы

 Семейство: Капуциновые

 Род: Саймири

 Вид: Саймири беличий 

2). Местообитание.

Обитает в Северной и Центральной части Южной Америке, в труднодоступных дождевых тропических лесах по берегам рек, в кронах больших деревьях, кустарниках, изредка спускается на землю

( Приложение № 2). 

3)Особенность внешнего вида.

Имеет пропорциональное телосложение и длинный хвост до 50 см. он служит им как балансир во время прыжков, а вовремя отдыха и сна, обвивается вокруг тела. Длинна тела 26-36 см. масса тела до 1,1кг. (Приложение № 3).

Саймири имеет тонкие конечности, задние ноги длиннее передних. Пальцы тонкие, длинные с уплощенными ногтями на передней конечности, первый палец небольшой. Большой палец ступни хорошо развит и может противопоставляться остальным. Пальцы цепкие могут держаться за ветку. Передвигается на 4 конечностях. Глаза большие, близко расположены. Большие уши, голова с выпуклым затылком и высоким лбом. Клыки длинные и широкие,32 зуба. Мозг имеет мало извилин. Но вес его значителен 24г. Соотношение веса их мозга к весу тела 1:17, у человека 1:35 . При таких пропорциях, как у саймири мозг людей весил бы более 4кг., а голова была бы в три раза крупнее.

Волосяной покров короткий, редкий, ярко окрашен. На спине, боках и на голове окрас шерсти темно - оливковый. Нижние части тела и конечности беловато желтые, кончик хвоста черный. Лицевая часть в области глаз, а также уши, горло и бока шеи белого цвета. Кожа в области передней части морды, губ и участок ноздрей практически без волос - черного цвета. Из-за такой окраски на морде, его еще называют « мертвая голова». Несмотря на свое страшное название, саймири – очень пугливая обезьяна. Нравом он напоминает ребенка, на которого похож и лицом: «...то же выражение невинности, та же лукавая улыбка, тот же быстрый переход от радости к печали». Его лицо служит верным отражением внешних впечатлений и внутренних ощущений. В минуты испуга в его больших глазах показываются слезы; горе тоже выражается слезами (Приложение № 4). В неволе саймири жалуется и визжит по самому незначительному поводу. 

4) Образ жизни.

Ведет дневной образ жизни. Целый день в постоянном движении. А ночь проводит на вершинах деревьев, которые служат им убежищем. Спят, прижавшись друг другу и опустив голову между коленями, конечностями цепляются за ветку. По вечерам происходят ссоры за лучшие места ночлежек. Никто не хочет оставаться с краю.

Живут группами до 100 особей и более. Группы часто распадаются и вновь воссоздаются. В группе главенствуют взрослые самцы, самки занимают средние ранги. Отношения между животными разного положения одинаково. Преобладающее большинство составляют самки. Саймири соприкасаются ртами при встрече. Общаются с помощью звуковых сигналов, в разных ситуациях способны визжать, пищать выводить трели и даже кудахтать. Преобладающее большинство в группе составляют самки, которые меньше, чем самцы.

5) Размножение.

 Сезонности в размножении не наблюдается. Самки взрослеют в 3 года, самцы позже к 4-6 годам, беременность длится 24 недели (6 месяцев). Рождается один детеныш, редко 2. С первых минут после рождения детеныш прижимается и цепляется к груди матери. Затем мать носит его на спине, где он остается даже во время ее передвижения, сна и питания. С 3 до 8 недель начинают ухаживать другие сородичи. С 5-6 недель (1.5 месяца) детеныш начинает приобретать относительную самостоятельность. В 8-10 недель (2-2,5 месяца) участвуют в групповых играх. К этому времени заканчивается его кормление грудью. Полное прекращение связи с матерью наступает только через несколько лет. В период взросления отношения к нему сородичей резко меняется, становится более агрессивным.

5)Питание.

В естественных условиях в поисках корма группа рассыпается по окрестностям и прочесывает растительный покров. Чтобы не отбиться от группы, они подают сигналы голосом, похожим на стрекотание. Основным кормом являются: фрукты, цветы, почки растений, молодые побеги, листья, камедь, латокс, семена, орехи, ягоды, мед, трава, клубни, комары, мухи, пауки, бабочки, кузнечики, муравьи, улитки, лягушки, пауки, моллюски, личинки жуков, яйца птиц, птенцы, грызуны. Совершают набеги на фруктовые плантации. В еде неопрятен, жмет фрукты, раздирает и давят ногами, натирает себя соком, берет пищу передними конечностями, иногда ртом.

При грозящей опасности одна из обезьян издает пронзительный крик.

Враги саймири беличьего: гарпия, змеи (древесная анаконда ) , обыкновенный удав ( собакоголовый, изумрудный ), ягуар, оцелот, ягуарунди, человек.

Живет 10 лет.

Несмотря на то, что саймири уникально приспособлен к среде обитания, он обречен на вымирание. Его жизнь связана с влажным тропическим лесом, но за последние 100 лет леса Амазонии сократились на 25 %. Занесен в Международную Красную книгу, по категория IUCN ( LC )пониженная уязвимость.

В недалеком будущем зоопарки будут единственным спасением и сохранением данного вида. Поэтому работа по созданию благоприятных условий содержания саймири беличьего в неволи имеет актуальное значение. 

2 Сравнительный анализ образа жизни в природе и условиях неволи.

Саймири содержится в павильоне «Приматы». Размеры вольеры, в которой содержится Смайл, составляют 2 х 1.5х 3 метров. Такая площадь соответствует, установленным нормам содержания саймири в зоопарках. Вольера с 2 сторон ограждена стеклами. Это очень хорошо, так как саймири обезьяны любопытные и им необходимо общение с посетителями. В вольере находится 2 дерева, по которым животное может передвигаться. Развешены канаты и веревочная лестница, оборудованы присесты, полочка, имеется деревянный домик. Для разнообразия деятельности обезьяны, в вольер внесены мячи, мягкие игрушки (Приложение № 5)

Однако температурный режим и влажность не соответствуют необходимой норме. Радиатор, обогревающий павильон, находится рядом с вольером и нагревает воздух до температуры выше + 30 С. В неотопительные сезоны температура может падать до + 19 С. Что не характерно для влажных тропиков, исторической родины саймири, где температура круглый год держится на уровне +25С (Приложение № 6). Влажность в вольере не отвечает необходимым требованиям. В помещении сухо, прибор для поднятия влажности отсутствует. В результате у животного появился кожный зуд, и он периодически чешется (приложение № 7).

Город Челябинск находится в холодной климатической зоне, поэтому саймири мы содержим только в закрытом помещении. Животное не получает солнечных лучей. От этого обезьяна может болеть. Пол в вольере бетонный, что хорошо для уборки этой территории, но для животных плохо. Желательно пол вольеры выстилать природным материалом: корой деревьев, опилками, соломой, так как рекомендуется в литературе. И самое серьезное нарушение, это содержание саймири одного, так как эти обезьяны являются социальными и содержатся парами или в группах.

3.Метод наблюдения за поведением животного в период проведения обогащения среды. Проблемы обогащения условий содержания животных.

Жизнь животных в природе трудна и опасна. Ежедневно они вынуждены вести борьбу за выживание. В зоопарке в жизни животных появляются некоторые улучшения: они перестают страдать от голода, плохой погоды, от увечий и страха, от хищников и паразитов. Теперь не нужно каждый день решать сложные задачи, связанные с выживанием. А занять себя, как правило, нечем. От безделья и недостатка движений у зверей происходит расстройство психики, появляются ненормальное поведение.

Повседневное однообразие в закрытой клетке очень плохо сказывается, особенно на таких подвижных обезьянах, как саймири беличий. Ведь в природе животное постоянно в движение, то в поисках корма, то в бегстве от врагов, то просто общаются с сородичами. Всего этого в настоящее время у Смайла нет .Поэтому я попытаюсь разнообразить условия содержания саймири в неволе.

Так что же можно сделать для того, чтобы занять свободное время Смайла, которого так много у него в условиях неволи?

 Обогащение среды обитания – работа, призванная бороться с этой проблемой.

К основным методам обогащения среды относятся:

1.Оборудование для вольеров, включающих зоны отдыха животных и игровые средства.

2. Использование новых предметов для повышения двигательной и интеллектуальной активности животных.

3.Различные способы подачи корма.

4.Введение новых видов кормов.

Как я уже это описывал, вольер саймири оформлен хорошо, в соответствии с требованиями методики обогащения среды. Поэтому я остановлюсь на 2,3 и 4 методах.

Выбранные методы вполне доступны и просты в изготовлении. Новые предметы должны привлечь внимание саймири. Нашей задачей было наблюдение за эмоциональным состоянием саймири, поэтому все предметы, вводились по одному разу, чтобы избежать привыкания.

Выполнять исследование мне помогали работники зоопарка. Они вносили предметы в вольер, а я вел наблюдение, в соответствии с правилами по охране труда, и фотосъемку.

1).Метод введение новых предметов.

 Метод №1

Как только в зоопарке появился саймири, все сотрудники его очень полюбили, пытались его одиночество скрасить, приносили ему мячи, клали их на пол (Приложение № 8). Мягкие игрушки, привязывали к дереву (Приложение № 9). Смайл в игрушки не играл. Была только одна реакция, первая, ознакомительная, как на новый предмет в вольере.

 Я решил сделать висячую игрушку - погремушку.

Метод № 2

Игрушка состояла из нескольких колец, соединенных между собой, и привязанный к ним маленький колокольчик. При легком прикосновении колокольчик мелодично звенел. Такой звук не смог бы напугать робкого Смайла. Я рассчитывал, что даже если бы Смайл не заинтересовался бы этой игрушкой, он бы при движении по вольеру задевал бы колокольчик. Игрушка бы начала звенеть и получилась бы игра - так думал я. Однако мои ожидания не оправдались. Саймири в эту игрушку не играл.

Метод № 3

Так как саймири беличьи живут группами, а Смайл в вольере один, я подумал, может быть, видя в зеркале свое отражение, он воспринял бы его как своего сородича и общался бы с ним как это делают попугайчики. Я подготовил зеркало размером 15 см. в диаметре. Я сам поднес это зеркало к стеклу вольера. Смайл притих, принял угрожающую позу, занервничал, запищал, оскаливая зубы, видно ему это не понравилось (Приложение № 10). Как потом я выяснил: низшие обезьяны реагируют на свое отражение, как на другую особь, принимая агрессивные позы, пытаясь запугать чужака.

После того как зеркало я убрал, саймири еще минуты 2-3 находился в возбужденном состоянии. Потом успокоился, отвернулся, поел, забрался на полочку и уснул (Приложение № 11).

2.2. Метод изменение способа подачи корма

Потерпев неудачу по введению новых предметов в вольер к саймири, я перешел к другому методу - изменение способа подачи корма. Этот метод  приближает обезьяну к естественному добыванию пищи, так как он делает в природе. На что надо тратить время, силы, проявить сообразительность и терпение. Что бы все прошло удачно, я поговорил с сотрудниками зоопарка, что больше всего любит Смайл и познакомился с рационом кормления саймири беличьего в зоопарке.

Метод № 1

Я взял резиновый мяч размерами 8 см. в диаметре, вырезал в нем дырку 2 см в диаметре и наполнил мяч его любимыми орехами. Однако саймири должного интереса не проявил, как всегда на все у него ушло не больше 10 минут, орехи из мячика не доставал, съел только те, которые выпали из отверстия. Кормушка – игрушка не стала для него интересным объектом.

Метод №2

Но я не сдавался. Образец следующей игрушки – кормушки я взял из книги « Рекомендации по обогащению среды при содержании животных в неволе»  Москва -2003 г. Эту книгу мне дала моя руководитель Ольга Ивановна Попова. Это был наглухо закрытый цилиндр длиной 30 см., диаметром 5 см. В цилиндре сделали 20 отверстий диаметром от 0,5 см до 2 см. Вовнутрь цилиндра поместили геркулесовые хлопья с мучными червями – самое лакомое блюдо животного. Для более трудного доставания корма из игрушки – кормушки, ее подвесили на дерево (Приложение №12 - 28)

Смайл тут же схватил цилиндр стал разглядывать дырочки прижался к дырочкам ртом, но достать червяка не смог, тогда своими тонкими пальцами он стал доставать их. Он вставал на задние лапы, держась за цилиндр, искал дырочки побольше откуда легче было достать червяка так он суетился возле цилиндра, который раскачивался из стороны в сторону. Этим занятием он привлек к себе внимание посетителей зоопарка. Это продолжалось целый день, более 7 часов. Даже после того, когда последний червь был выковырен длинными пальцами саймири, он продолжал играть этой игрушкой.

Этот эксперимент прошел удачно. Активность саймири понравилась сотрудникам зоопарка. Они повторили еще 3 раза, но только разнообразили содержимое игрушки – кормушки, наполняли цилиндр сверчками, орешками. У саймири закрепилось очень хорошо, что из этого цилиндра можно получить лакомство. Даже когда цилиндр был пустой Смайл пытался, что то из него выцарапать.

 1У. Заключение.

 Я считаю, что цель моей исследовательской работы выполнена. В процессе проведения исследовательской работы я изучил биологию саймири беличьего, проанализировал литературу о его поведении, образе жизни и питании в дикой природе и в условиях неволи.

 Я получил огромное удовольствие от того, что соприкоснулся с жизнью редкого и необычного животного, мог наблюдать его живым.

Я наблюдал за поведением саймири беличьего в неволе при обогащении среды.

Установил, что метод изменения способа подачи корма оказался самым эффективным в применении к саймири беличьему.

Я проанализировал свою работу и обобщил результаты, и на основании этого я позволил себе предложить нашим сотрудникам, ухаживающим за саймири беличьим, рекомендации по содержанию.

В течение всего исследования я заметил, что использование новых предметов приводило к изменению поведения саймири. Даже когда эксперимент был неудачный, по моему мнению,  настроение Смайла заметно улучшалось. Так как саймири привлекал к себе внимание сотрудников зоопарка, к нему чаще заходили в клетку. Суета вокруг вольера привлекала внимание посетителей зоопарка. Хорошее настроение у Смайла сохранялось до конца дня. Он много двигался в эти дни, что тоже очень важно для общего состояния животного в условиях зоопарка.

Проведенные исследования позволили сделать вывод о том, что метод игрушки - кормушки позволяет увеличить время кормления, создать ситуации, подобно ситуациям в естественной среде обитания, и тем самым занять свободное время животного и повысить его двигательную активность.

Таким образом, задачи, поставленные в начале исследования, были  решены благодаря длительному подбору, апробированию методов, путем проб и ошибок.

Методы обогащения среды, использованные в данной работе, не требуют больших временных и финансовых затрат, но являются весьма эффективными. Я предлагаю использовать методы № 2 постоянно.

 Продолжать практику по стимулированию естественной активности животного это: на летний период саймири содержать в открытых вольерах. В вольерах иметь генератор влажности и тумана, оборудовать бассейнами, водопадами. В вольере пол устлать природным материалом.

Подобрать ему социум, если не получится с приобретением данного вида, то организовать ему совместное содержание с другими обезьянами, которые могут совместно и безопасно существовать в одном вольере или рядом.

Рекомендовать сотрудникам зоопарка продолжить работу по введению в вольер игрушек – кормушек, игрушек – головоломок и т.д, в соответствии с умственными возможностями саймири беличьего. Усложненный способ нахождения корма, положительно влияет на психическое состояние животного.

В дальнейшем я хочу заняться изучением очень интересных проявлений поведения у саймири. Так, например, когда ему дают виноград, саймири берет виноградинку, давит ее задней частью тела или хвостом, а затем сок втирает верхними конечностями себе в хвост и лапы. Почему это происходит? С кем я говорил никто не знает. В литературе я вычитал, что саймири наносит на себя запаховые метки. Для нанесения меток использует выделения кожных и половых желез, слюны, мочи, фекалии. Но я наблюдал, что он втирал сок винограда. Зачем? Может быть использует все запахи, чтобы привлечь самку, или лечит свое облысение, или избавляется от паразитов, как ежик, накалывая на иголки яблоки. На этот вопрос я должен найти ответ. Следующая моя работа будет на эту тему.

V. Список использованной литературы

  1. Магазов О.А., Магазова Л.Н. Методические рекомендации по оформлению исследовательской работы по биологии. Челябинск, 1993г. «Челябинская областная станция натуралистов и опытников сельского хозяйства»..
  1. Нога Г.С. Наблюдения и опыты по зоологии. – М: «Просвещение», 1979г.
  1. Отчетная документация зоопарка (паспорт саймири беличий).
  2. Рильд Д. Рекомендации по обогащению среды при содержании животных в неволе. М: «Московский зоопарк», 2003г.
  1. Ю. Дмитриев «Соседи по планете» М. «Детская литература»1981                                  
  2. Брем А. М: Жизнь животных. «ЭКСМО», 2002г.
  1. Акимушкин И. И. Мир животных: Млекопитающие, или звери. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мысль, 1988.
  1. С.В. Попов, О.Г. Ильченко.Методические рекомендации по    этологическим наблюдениям за млекопитающими в неволе. Москва 1990.
  1. Википедия. Свободная энциклопедия. Капуциновые. [Электронный ресурс]. http://www.wikipedia.org.ru

10. Э.П. Фридман «Занимательная приматология» Москва издательство «Знание» 1985 года.

11. Сборник «Рекомендации по обогащению среды при содержании животных в неволи» Москва 2003 год перевод. Под редакцией Д. Филда.