Дорогие, прекрасные, смелые и бесценные дамы!
Вместо множества поздравлений, публикуем одну статью, благодаря которой очевидно, как важна каждая из вас, как уникальна, как сильна и вынослива и как всё это заслуживает восхищения каждый день! Гордитесь тем, что вы родились женщиной, любите себя и будьте счастливы, ведь тогда будут счастливы и все другие!
Не слабый пол или «А кто в семье главный?»
Отвечает экскурсовод.
Если коротко: смотря какая семья и смотря что считать главным.
Подробности: Сразу оговоримся, что семья в нашем традиционном (и юридическом) представлении есть далеко не у всех животных. У кого-то семья –это здоровенный улей на несколько десятков тысяч братско-сестринских физиономий. Кто-то максимум видит своих братишек и сестричек пару минут после вылупления и больше никогда с ними не встречается, не говоря уже о маме с папой, которые забыли о нем сразу после нереста. Некоторых воспитывают отцы-одиночки, кому-то повезло иметь и маму, и папу, а кого-то заботливые родители ещё до рождения пристроили в приемную семью и в ус не дуют. В общем, абсолютно любая форма семьи, какую вы сможете себе вообразить, в природе у кого-нибудь да встречается. А если учес ть, что слово «главный» тоже можно трактовать по-разному: самый ценный; тот, кого все слушаются; тот, кого все боятся и пр., то вопрос «кто в семье главный» и вовсе приобретает воистину философский размах.
Волчица Нари
Но вы, наверное, уже догадались, что мы не случайно подняли этот вопрос именно восьмого марта. Потому что, если уж говорить с точки зрения «кто важнее», то у природы на этот счет всё просто: кто больше вкладывает в появление потомства, тот и музыку заказывает, даже если на первый взгляд это не очевидно. Что поделать, дети – дело дорогое. Будущее чадо родители буквально «отрывают от себя», делясь не только генами, но и питательными веществами, микроэлементами и всем, что нужно, чтобы из одной клеточки в будущем вырос целый слон или Нобелевский лауреат. И вот так вышло в процессе эволюции, что в какой-то момент часть живых организмов приспособилась «отрывать» поменьше и раскидывать побольше. А значит, чтобы получившаяся клеточка не вышла слабенькой и нежизнеспособной, оставшейся части популяции «пришлось» вкладываться сильнее. Так и поделился мир на самцов и самок. И если у рыб, например, неравенство вклада ограничивается только затратами организма матери на формирование икры, то у млекопитающих разница и вовсе колоссальна: затраты на формирование яйцеклетки, подготовка «инкубатора», беременность, роды, а потом еще и период вскармливания. Не удивительно, что мама – самое главное слово на свете даже для тех, кто и говорить вовсе не умеет. Потому и приходится самцам всячески доказывать свою разсамцовую самцовость, отращивая рога, гривы, внушительную мускулатуру, яркое оперение, доказывая барышням, что именно он, а не какой-то другой самец, имеет право на лапу, сердце и размножение. Потому что тратить меньше – это, конечно, здорово, но и заменить тебя, такого экономного, тоже труда не составит. Тут правда, есть исключение (оно же – лайфхак для желающих). У тех животных, где самцы полностью и частично берут на себя заботу о потомстве (чаще всего это моногамные виды), ценность самца возрастает в разы и выживаемость тоже пропорционально увеличивается. У морских коньков, например, самки за кавалером вообще в очереди стоят и даже некрасивые драки устраивают, а всё потому, что их самцы научились сами вынашивать потомство.
Семья кергуру :)
Если рассматривать «Главный» с позиции экспертности, то можно заметить, что у стадных животных, например, зебр, несмотря на наличие доминирующего самца, «водит» стадо обычно самка. Та же картина наблюдается у зубров, а у слонов вообще формируется чисто женский коллектив, в котором детеныши мужского пола живут только пока ведут себя прилично, то есть до своего слоновьего пубертата. Роль вожака в такой группе берет на себя наиболее опытная самка. Борьба за доминирование, как правило, не наблюдается. Да и к львам с их классической гаремной полигинией (когда на одного самца приходится несколько самок), если присмотреться, можно обнаружить, что костяк львиной семьи составляют именно самки. Они решают, где и как охотиться, куда идти на водопой, где отдыхать. Что, впрочем, не удивительно. Самец в группе, при всех плюсах должности короля зверей, обычно держится не долго, редко дольше четырех лет. Потом какой-нибудь самец помоложе и поагрессивнее устраивает ему внеплановые перевыборы, и часто в процессе бывший вожак погибает. Куда уж в такой нервной атмосфере накапливать ценные для семьи знания. Как раз по этой причине перекос в «экспертности» часто наблюдается именно у турнирных видов. При всей своей брутальности, силе и власти, самец часто и живет меньше, и время свое тратит больше на то, чтобы разобраться с другими самцами и удержаться у власти. Когда уж тут по сторонам смотреть и примечать пастбища посытнее. У моногамных видов и одиночек такой выраженной разницы нет. Самцы и самки, как правило, по уровню интеллекта не особо различаются. Ну разве что есть основание считать, что у одиночек самки могут удерживать единовременно больше объектов в поле внимания из-за необходимости присматривать за детёнышами, но эта сфера пока не настолько изучена, чтобы утверждать такое однозначно. Вон, наша рысь Полина вообще решает эту проблему просто и изящно: спихивает чуть подросшее дитя на папу Персея и всё, папа следит за ребенком, мать – за безопасностью, все счастливы.
Бизон Милка
Ну а что же со старым добрым «Кто сильнее, тот и главный»? В плане силового доминирования самцы у млекопитающих, обычно, на первом месте, но и тут бывают исключения. Даже если не углубляться в недра океана, где плавают харизматичные рыбы-удильщицы с их крохотными, намертво присосавшимися к ним мужьями (вот уж точно, пока смерть не разлучит нас!), или не вспоминать пауков с их габаритными и весьма агрессивными дамами, для которых фраза «голову тебе оторву» – не фигура речи, то даже среди теплокровных можно найти весьма боевых дамочек. Например, самки казуара имеют настолько тяжелый характер и лапы, что их самцы, которых тоже милашками и добряками не назовешь (самцы этой птицы поубивали людей едва ли не больше, чем все остальные птицы вместе взятые), предпочитают взять на себя заботу о чужом потомстве, лишь бы не встречаться с дамой сердца второй раз. У казуаров самка сразу же после спаривания откладывает яйца в подготовленное самцом гнездо и уходит, дальше за потомством следит самец. Таким образом самцу достаются чужие дети, а за его детьми будет присматривать следующий «избранник».
Страусы Галина Николаевна и Моисей
У гиен самки настолько суровы, что даже внешне ничем не отличаются от самцов, отращивая себе всякие занятные части тела. Процесс родов это сильно затрудняет, зато есть, что предъявить завравшейся сопернице. Впрочем, исследования показали, что статус самки гиены зависит не от её маскулинности, а от социальной поддержки. Хоть турниры и проходят один на один, но уверенность, что за тебя болеет большая часть стаи дает силы победить, так что гиены буквально используют силу дружбы. У японских макак такое тоже встречается. В их группах доминирующие роли чаще всего занимают самцы, так как они крупнее, агрессивнее и им больше всех надо. Но если в группе появляется парочка достаточно амбициозных подружек, все может резко поменяться. Боевой матриархат поддерживается и в стае сурикат. Там мало того, что самки крупнее самцов, так ещё и верховодит исключительно одна самка, ревностно оберегая и свою власть, и свое единоличное право на размножение, так что остальным самочкам в группе живется ненамного лучше, чем самцам. Именно поэтому у нас самцы и самки сурикаты живут отдельно: мало того, что парням достается от девчонок, так еще и главная самка начинает вести себя не по-джентльменски (не по-дамски?). Обнаружить главную самку не сложно: находите самую крупную мадам с самым недовольным лицом и вуаля, вот она, наша сурикатья императрица.
Сурок Соня
У моногамных видов, как мы уже упоминали, вопрос главенства обычно не стоит. Максимум –о распределении ролей. Например у птиц (а именно среди них до 90% видов являются моногамными), часть видов делят обязанности по принципу «самка высиживает, самец защищает и кормит», часть выбирают стратегию «высиживаем и кормим по очереди». В свободное от детей время парочки тоже не скучают: у многих есть семейные традиции, вроде совместных песен, танцев или повторения брачных полетов. Тут не до выяснения «кто в семье главный». Впрочем, и здесь есть место индивидуальным особенностям. В нашем контактном зоопарке есть чудесная гусыня Хильда. Позапрошлым летом Хильда вышагивала по ДКЗ настоящей разбойничьей атаманшей, а за ней на полшага семенили три кудрявых гуся. Во главе этой шайки Хильда следила за порядком: в основном разгоняла уток, если ей казалось, что они собираются публично нарушать приличия. Но зимой Хильда встретила свою главную и единственную любовь – кудрявого гуся Ганса (если кто не знал – в природе гуси моногамны). И барышню как подменили. Теперь она без своего супруга никуда, если что или кто не нравится – идет к нему жаловаться, и уже Ганс идёт разбираться, кто обидел его красавицу. Судя по всему, оба вполне довольны. Но имейте ввиду, если попытаться обидеть самого Ганса, Хильда мигом вспомнит, кто тут разбойничья атаманша, а решительное гусиное недовольство – это очень и очень больно!
Хильда и её банда
Как видите, прекрасные дамы животного мира бывают разными, есть среди них и кроткие девы, и боевые атаманши, и жесткие диктаторши, и верные подруги, и мудрые наставницы, и многие, многие другие. В разнообразии – главная сила и красота природы. В этот весенний праздник мы желаем вам, прекрасные дамы, будьте разными и оставайтесь собой. Ну и не забывайте про силу дружбы, конечно же!
Росомаха Бира