30 июня не стало медведицы Забавы. Её смерть была внезапной, но, по всей видимости, неизбежной.
Забава появилась в Челябинском зоопарке в апреле 2022 года. Она прошла карантинные мероприятия и вскоре воссоединилась со своей сестрой Шкодой. Косолапые девчонки вместе шкодили и забавлялись: плавали в бассейне, вносили корректировки в интерьер вольера и быстро стали любимицами публики.
Но в конце июля 2022 года Забаве стало плохо: был зафиксирован судорожный синдром с проявлением атаксии, тремора, слюнотечения. Состояние резко ухудшалось. Первые двое суток были критическими – ветеринарами проводилось симптоматическое лечение, направленное на детоксикацию, уменьшение отека головного мозга и поддержание кровообращения. Параллельно были взяты анализы крови и мочи. Мы не прекращали бороться за жизнь Забавы и через несколько дней малышку удалось стабилизировать, взять под контроль судорожный синдром. Медведица начала проявлять активность, появился аппетит. Через две недели косолапая вернулась в вольер к сестре.
Тогда, наученные горьким опытом, мы первым делом предположили токсическое воздействие, но и версии о возможных органических проблемах или поражениях мозга вирусного характера не исключали. Полученные результаты анализов были неоднозначными, а проведенное расследование не установило факта попадания отравляющих веществ в организм. Постановку точного диагноза затрудняло то, что медведица поступила из природы, исчерпывающей информации о первых годах жизни и статусе здоровья у нас не было. Поэтому на протяжении всего последующего времени Забава была под ежедневным наблюдением и находилась на постоянной терапии противосудорожными препаратами, так как периодически возникали неврологические проявления: от шаткой походки и непроизвольного подёргивания мышц до кратковременных судорог. К счастью, симптоматическое лечение давало положительный эффект, физическое состояние Забавы не вызывало опасений.
Но к огромному сожалению, ранним утром 30 июня у Забавы случился новый судорожный приступ, во время которого она умерла.
Переживание этой трагедии омрачалось напряжённым ожиданием заключения экспертизы, которые мы получили на днях. По отчётам патологоанатомического вскрытия и гистологического исследования основными причинами смерти бурой медведицы Забавы являются продуктивный менингоэнцефалит и ДВС-синдром. Иными словами, заключение судмедэкспертизы подтвердило, что неврологические проявления у медведицы были следствием длительного воздействия на организм инфекции, предположительно вирусного характера. Согласно протоколу лабораторных исследований токсичных элементов, пестицидов, ядовитых лекарственных и наркотических веществ выявлено не было, обнаружены лишь следы препарата, которым проводилась терапия.
Стоит сказать, что человеческая медицина знает немало инфекций (в том числе и не передающихся от особи к особи), способных вызывать воспаление тканей и оболочек мозга, которые могут длительное время не давать видимых симптомов. Относительно подобных заболеваний у диких животных также существуют исследования, но их намного меньше, и это, к сожалению, затрудняет точную диагностику.
Когда погибает животное – это всегда больно. Но одно дело, когда от нас уходит пожилое животное и случается это естественным путём, и совсем другое – когда умирают молодые особи. Бесконечные вопросы: как так вышло? Могли ли мы это предотвратить? Всё ли сделали правильно? Сейчас, когда мы знаем причины, можно утверждать, что в сложившейся ситуации было мало вариантов. И даже если бы мы с самого начала знали об инфекции, наши действия были бы таким же: наблюдение, симптоматическое лечение и поддержка организма. Но от этого понимания не легче.
Милая бурая девочка, милая наша Забава. Мы будем помнить тебя всегда. Наши пути пересеклись на очень, очень короткий промежуток времени, но это не делает нашу любовь к тебе меньше. Спасибо тебе за всё.