Если вы гуляли по нашему зоопарку, наверняка обращали внимание на веселую троицу гиббонов. Необычная внешность, игривость и любознательность этих обезьян привлекает внимание, и мало кто догадывается, насколько драматична история появления этих малышей в Челябинском Зоопарке.
В 2019 г. при пересечении границы с Казахстаном у женщины были изъяты шесть детенышей обезьян: несколько видов гиббонов и яванские макаки. Представьте себе: шестеро детенышей, отнятые у своих матерей в грудничковом возрасте, еще не научившиеся самостоятельно питаться, втиснутые в крошечную кошачью переноску. Женщина прятала переноску с живой контрабандой под вещами в багажнике, поэтому на протяжении пути малыши страдали от духоты, перепадов температур, находились в полной темноте, без воды, среди гниющих огрызков фруктов, которые контрабандистка забросила им в качестве еды и собственных экскрементов. Не удивительно, что, когда обезьянок изъяли и передали на временное содержание Челябинскому зоопарку, их состояние ужаснуло даже повидавших многое ветеринаров.
Из-за крайнего истощения и обезвоживания один из малышей погиб практически сразу. Жизнь оставшихся тоже висела на волоске. Но наши специалисты не собирались сдаваться. Оставшуюся пятерку поместили в карантин и приступили к спасательной операции.
Во-первых, нужно было взять анализы и провести расширенное обследование. Изъятые из дикой природы животные, особенно приматы, могут быть носителями тяжелых заболеваний, в том числе опасных для человека: ВИЧ, Эбола, лихорадка западного Нила и многих других. Поэтому для таких случаев законом предусмотрен строго определенный протокол карантинных мероприятий, которому сотрудники следовали неукоснительно. Животные были размещены в карантинных помещениях, а взятые анализы крови – оперативно отправлены в специализированную лабораторию в Новосибирске.
Во-вторых, лечение и реабилитация. Не смотря на большой опыт сотрудников зоопарка этот случай стал для них настоящим вызовом: редкие виды, маленький возраст и крайне тяжелое состояние из-за бесчеловечных условий транспортировки и пережитого стресса. Пришлось даже привлекать «человеческих специалистов»: неонатологов и ортопедов, специализирующихся на работе с грудными детьми.
В-третьих, нормализация питания. Поскольку все детеныши были, фактически, еще грудничками и долгое время были лишены не только нормальной пищи, но даже воды. Пришлось начинать прикорм со специальных молочных смесей, постепенно переходя на жидкую кашу и только потом понемногу вводить в рацион фрукты и овощи.
Особенно грустно в этой истории то, что гиббоны – очень социальные животные. В дикой природе они живут семьями, детеныши рождаются у них раз в два-четыре года, первые три года жизни мать постоянно держит малыша при себе. Изъятие в столь раннем возрасте, а по примерным оценкам зоологов гиббонам на момент изъятия было меньше пяти месяцев – это сильная психологическая травма и для самого малыша, и для его семьи. Но и это еще не все. До 8 месяцев матери постоянно держат детенышей при себе, ни отпуская ни на минуту. Поэтому, для того, чтобы забрать детей, браконьеры, скорее всего, убили мать, а, возможно, и других членов семейной группы, которые наверняка встали на защиту потомства.
На видео видно, как малыши жмутся друг к другу. Лишенные своих семей, оказавшиеся в ситуации сильнейшего стресса, детеныши долгое время при первой возможности сплетались в такой пушистый комок, пытаясь найти защиту друг в друге. Поэтому, помимо физической, предстояла еще и психологическая реабилитация.
Продолжение следует…